Заподозрили в экстремизме
Дается отмашка своим прихожанам на применение насилия. Это не очень-то традиционно для Русской православной церкви
Главное управление по противодействию экстремизму (ГУПЭ) МВД России решило провести проверку заявления игумена Сергия Рыбко, подпись которого стоит на листовке, призывающей прихожан храмов применять физическую силу против «кощунников».
«В МВД России обеспокоены такого рода заявлениями, содержащими призыв к противоправной деятельности. Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение», – сказал ИТАР-ТАСС представитель управления. Он также подчеркнул, что МВД будет решительно пресекать любые попытки разжигания ненависти и вражды вне зависимости от того, кто является их инициатором и каких позиций придерживается.
Впрочем, юрист, научный сотрудник Института религии и права Инна Загребина отметила, что в словах игумена нет экстремизма, полицейская проверка, скорее всего, закончится отказом в уголовном преследовании: «В его словах нет не только экстремизма, но и вообще состава какого-либо уголовно наказуемого деяния. Здесь можно судить только о каких-то этических нормах автора высказывания как священника. То есть насколько уместно священнику выдвигать подобные заявления. По результатам процессуальной проверки, которую начали сотрудники МВД, будет отказной материал», – сказала газете ВЗГЛЯД Загребина.
Как пояснила юрист, игумен в своих высказываниях не призывал прихожан идти и что-то громить или на кого-то нападать, а наоборот, говорил о защите в случае необходимости. «По законодательству любой человек имеет право на защиту, есть же необходимая самооборона. Нужно взять во внимание, что в последнее время участились атаки на церкви, причем не только православные. Многие конфессии сейчас стоят на том, что, если на них нападают, нужны элементарные нормы защиты», – пояснила Загребина.
Своими силами
«Уважаемые прихожане! В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей. В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу», – цитирует православная газета «Крестовский мост» текст листовки, которая висит у входа в храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище в Москве.
«Если кто-то при тебе бесчестит Царя Ангелов, освяти свою руку, ударив по нечестивым устам» (святитель Иоанн Златоуст). Мы не пацифисты и не толстовцы. Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки», – говорится в листовке, подписанной настоятелем храма игуменом Сергием.
Позднее сам игумен Сергий Рыбко объяснил, что применение силы против хулиганства в храме возможно только в рамках закона. «Я в храме давно уже, после событий, которые Femen устроили – обещали приехать в Россию, все порезать, все попортить, – вывесил, собственно говоря, такую инструкцию для прихожан, большинство из которых являются немощными старушками, которые сил не имеют при всем желании физических, чтобы они, если будет что-то подобное, в особенности какие-то осквернения икон, или кто-то в алтарь попытается проникнуть, сообщили об этом охране, а охрана там уже применила соответствующую силу», – сказал РИА «Новости» Рыбко.
Он пояснил, что после обращения прихожан охранник храма уже «примет меры, какие необходимо: вызовет милицию, или сам скрутит кого-нибудь», или же просто «постарается договориться» с хулиганом.
«Все в рамках правового поля должно оставаться. А лучше всего – если сейчас Дума примет закон об уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих, это будет лучше всего. Тогда я эту инструкцию сниму», – заявил Рыбко.
Вместе с тем он считает, что если «пожилые старушки» из числа его прихожан станут свидетелями осквернения святыни, они вправе помешать этому.
«Охранники – это их обязанность – применить силу. Но если бабушка видит, что при ней какую-то икону оскверняют, схватить за руки этого кощунника, оттолкнуть – вот это тоже, наверное, надо сделать. Я призываю, и из самого текста обращения видно, что я прошу просто проявить внимание, не проходить мимо, чтобы охрана могла принять какие-то адекватные меры. Они там профессионально все сделают», – сказал Рыбко.
На вопрос, не опасается ли он того, что благословение применять силу некоторые прихожане воспримут буквально, священник ответил отрицательно: «Два месяца висит, никто пока буквально не воспринимал. Достаточно спокойно и с пониманием отнеслись. У нас неадекватных прихожан нет», – заверил Рыбко.
Напомним, волна актов вандализма в отношении православных святынь прокатилась по миру после вынесения приговора участницам панк-группы Pussy Riot, которые совершили хулиганскую выходку в храме Христа Спасителя в Москве.
Последние случаи произошли в Москве в ночь на 4 октября у храма Святителя Николая в Покровском. В это же время на алтаре храма Покрова Пресвятой Богородицы была сделана кощунственная надпись.
Забыли о Христе
В его словах нет не только экстремизма, но и вообще состава какого-либо уголовно наказуемого деяния
Глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), сопредседатель Консультативного совета глав протестантских церквей России, член правления Российского библейского общества, член Общественной палаты России Сергей Ряховский в интервью газете ВЗГЛЯД осудил «коллегу», заявив, что общество перестало быть христианским и соблюдать заповеди Христа.
«Думаю, что игумен Сергий Рыбко своим заявлением бросил некий клич, используя узкое место в том, что мы называем социальной позицией РПЦ. В ней очень четко прописано, что если законы государства, позиция власти будут противоречить позиции Церкви, то она имеет право на акт гражданского неповиновения. И именно этим аргументировал игумен, объясняя свои действия. Это исторически выверенный ход, так было и в царской России. Таким образом, защищались честь и достоинство людей, которые посещали храмы», – сказал он.
«Мы вообще забыли, что мы христиане. И, конечно же, забыли многие слова Христа: «Ударившему тебя по правой щеке подставь левую. Если враг твой голоден, накорми его». Этот дух христианской любви, всепрощения, сострадания, милосердия перешел в некие политико-собственнические методы защиты своей территории. Ведь Христа распяли не потому, что он не мог себя защищать, а потому, что он проповедовал совершенно другие ценности. В наше время сподвижничество, христианское терпение перешли в политические амбиции, попытку защитить себя. Только непонятно от кого. От своего народа? Я не поддерживаю заявления, сделанные игуменом Сергием Рыбко».
Причину тому, что настоятель нескольких православных храмов позволил себе сделать такое заявление, Сергей Ряховский видит в том, что Россия находится на перепутье: «Мы находимся сейчас на перепутье. После крушения Советского Союза остались без идеологии. В Конституции написано, что ни одна идеология не может стать государственной. Но в обществе очень часто путают идеологию с нравственными ценностями. И Церковь в настоящее время тоже стоит на перепутье: что она должна защищать – свою отдельно взятую территорию или будущее России? Если говорить о будущем страны, то это первое светское государство, в котором должны уютно себя чувствовать все народы, все конфессии, неверующие тоже должны чувствовать себя защищенными. Настал момент, когда нужно созвать конгресс и заключить публичный договор, в котором бы говорилось, что допустимо, а что нет», – призвал он.
Протодиакон отец Андрей Кураев в свою очередь отметил, что проповедник должен держаться в стороне, а не участвовать в политических играх и уж тем более устраивать из Церкви правоохранительный орган.
«Ничего экстремистского в отдельных словах игумена Сергия Рыбко нет. Проблема в другом. Складывается ощущение, что некоторые проповедники, в том числе и очень высокого статуса, вдруг радикально изменили свое понимание социально-этической роли Церкви. Превращение Церкви в правоохранительный орган, силовую структуру, организацию, которая на равных участвует в политических или иных играх, – вот это странно. Вместо того чтобы принципиально стоять в стороне. Вместо этого дается отмашка своим прихожанам на применение насилия. Это не очень-то традиционно для Русской православной церкви», – заметил в интервью газете ВЗГЛЯД Кураев.
По словам отца Андрея, наказание игумену Сергию по церковным канонам не грозит, скорее наоборот. Однако «разрешение возникшей проблемы покажет обществу, являются ли заявления игумена официальным курсом РПЦ или мнением отдельно взятого человека», сказал протодиакон Кураев.