Игорь Караулов Игорь Караулов Русские за рубежом тоже выбрали Россию

Люди, уехавшие из страны в последние годы, проходят трудную школу, в которой проясняется их отношение и к загранице, и к родной стране. Собственно, мы все проходим такую школу, но у них это прямо-таки интенсив.

2 комментария
Ирина Алкснис Ирина Алкснис На выборах президента ценится каждый голос

В силу феноменальной активности граждан, благодаря очередям на избирательные участки в самых разных уголках света, выбор России неоспорим – и для нас самих, и для остального мира. На таком фоне западные заклинания о непризнании их результатов выглядят просто жалким лепетом.

0 комментариев
Сергей Миркин Сергей Миркин Для Донбасса это были необычные выборы

Выборы для многих жителей Донбасса подобны именинному пирогу на день рождения. Мой товарищ из Донецка сказал, что, проголосовав, окончательно почувствовал себя полноценным гражданином России – хотя паспорт получил в 2020 году.

3 комментария
17 августа 2012, 17:55 • Общество

По два года на каждую

Участницам Pussy Riot вынесен приговор

По два года на каждую
@ Reuters

Tекст: Роман Крецул, Елена Сидоренко

Самый резонансный процесс этого года завершился обвинительным приговором: по два года общего режима. Судья Марина Сырова пришла к заключению, что Надежда Толоконникова*, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич совершили хулиганство, причинив потерпевшим «боль в душе». Суд посчитал, что целью акции было оскорбить чувства верующих, а мотивом – религиозная ненависть.

Хамовнический суд Москвы огласил в пятницу приговор участницам Pussy Riot Надежде Толоконниковой*, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич.

Они надели защитные маски вызывающе яркой окраски, то есть имели на себе предметы одежды, непристойной с точки зрения церковных канонов для данного места

Суд пришел к выводу, что подсудимые целенаправленно, по предварительному сговору совершили хулиганство по мотивам религиозной ненависти и вражды.

«С учетом характера и степени общественной опасности содеянного, отношения к содеянному» суд счел невозможным исправление подсудимых без реального лишения свободы, заявила судья. Надежда Толоконникова, Екатерина Самуцевич и Мария Алехина получили по два года лишения свободы в колонии общего режима.

Приговор зачитывался три часа. Судья Марина Сырова отметила, что акция была тщательно спланирована, был подготовлен каждый этап преступления. Для совершения противоправных действий они организовали группу, ряд ее участников скрылись, говорится в приговоре, передает РИА «Новости».

«Подсудимые осознавали оскорбительный характер своих действий и внешний вид. Намеревались придать своим действиям публичную огласку и общественный резонанс, хотели оскорбить не только служителей храма, но и широкую общественность, они нанесли глубокое оскорбление и обиду православным верующим», – сказала судья.

«Участницы группы Pussy Riot при не установленных следствием обстоятельствах вступили в преступный сговор с целью совершения грубого нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу», – говорится в приговоре Хамовнического суда, передает «Интерфакс».

Участницам Pussy Riot вынесен приговор: два года колонии общего режима. Как вы его оцениваете?



Результаты
428 комментариев

По заключению суда, девушки действовали «по мотивам религиозной ненависти и вражды и по мотивам ненависти в отношении какой-либо социальной группы, осуществили провокационные и оскорбительные действия в религиозном здании с привлечением широкого круга верующих граждан». Что касается содержания исполненной подсудимыми в храме Христа Спасителя песни, судья Сырова заявила, что она является богохульной с точки зрения Православной церкви. «Толоконникова, находясь на солее и амвоне, без промедления подключила микрофон к звукопроизводящей аппаратуре и включила фонограмму с заранее подготовленной песней, содержание которой с точки зрения норм Православной церкви является богохульным и оскорбительным для верующих и священнослужителей», – сказала судья, оглашая приговор.

Она отметила также, что участницы панк-группы после появления в храме Христа Спасителя сбросили с себя верхнюю одежду и остались в одежде, имеющей яркую разноцветную окраску и открывающей «различные части тела: руки и плечи».

«При этом на свои лица они надели защитные маски вызывающе яркой окраски, то есть имели на себе предметы одежды, непристойной с точки зрения церковных канонов для данного места», – сказала Сырова.

Суд признал, что участницы группы Pussy Riot осознавали оскорбительный характер своих действий в ходе «панк-молебна» в храме Христа Спасителя и намеревались довести информацию об акции до широкого круга верующих. «Намереваясь придать планируемым действиям публичную огласку и общественный резонанс, привлечь внимание общественных масс к своим противоправным действиям, довести выраженное неуважение не только до служителей и посетителей храма, но также до других граждан, не присутствовавших в храме на момент его («панк-молебна») совершения, но разделявших православные традиции и обычаи, Самуцевич, Толоконникова, Алехина и неустановленные соучастники через неустановленного соучастника оповестили различных сотрудников СМИ и активных участников сетевых журналов, блогеров о своей акции», – говорится в приговоре.

Зачитывая обвинительный приговор, судья Марина Сырова объявила: «Находясь в предалтарной части храма Христа Спасителя, перемещаясь от солеи к амвону, вход на которые посетителям строго воспрещен, в течение примерно одной минуты, руководствуясь чувством религиозной ненависти и вражды, выкрикивали, скандируя бранные слова и слова, оскорбляющие присутствующих, а также прыгали, задирая ноги, имитируя танцы и нанесение кулаками ударов по воображаемым противникам».

Таким образом, отметила судья, «своими действиями Самуцевич, Толоконникова, Алехина грубым образом нарушили общественный порядок, лишили граждан общественного спокойствия, прервали нормальное функционирование кафедрального собора, проявили явное неуважение к посетителям и служителям храма, глубоко оскорбили и унизили чувства и религиозные ориентиры православных верующих».

В целом, отметила судья, «реализованной акцией в явной неуважительной и непочтительной форме, лишенной всяких основ нравственности и морали, явным и недвусмысленным образом выразили свою религиозную ненависть и вражду к одной из существующих в настоящее время религий – христианству, посягнув на его равноправие, самобытность и высокую значимость для большого количества наций и народов».

Таким образом, по мнению суда, участницы Pussy Riot «нарушили общественный порядок, выразив неуважение к обществу, противопоставив себя в православном храме обществу, демонстративно пренебрегли общепринятыми нормами поведения в храме, оскорбили религиозные чувства посетителей храма и всех верующих по мотивам религиозной ненависти и вражды».

Суд признал достоверными показания потерпевших по делу панк-группы Pussy Riot, которые ранее заявляли о том, что участницы группы нанесли им «горечь и боль», привели «в оцепенение», а «панк-молебен» походил на «бесовское дрыганье».

Во время чтения приговора судьей Мариной Сыровой девушки находились в клетке из пуленепробиваемого стекла, молча слушали судью, иногда улыбаясь и переговариваясь. Все три находились в клетке в наручниках. Адвокаты девушек грустно осматривались по сторонам.

«Они так себя вели, чтобы максимально причинить боль верующим христианам», – зачитала судья, признав наличие у подсудимых мотива: религиозная ненависть и вражда.

#{crime}Ранее защитники девушек неоднократно отмечали, что квалифицировать их действия как хулиганство невозможно без установления их мотива, однако о нем во время слушаний обвиняемых так и не спросили. Однако судья, зачитывая приговор, пояснила, что мотив вывела из показаний потерпевших, которым нет основания не доверять, и обстоятельств дела.

В ходе судебного разбирательства защита девушек особое внимание также уделяла другому аргументу – акцию в храме Христа Спасителя они называли политической. Однако судья сочла этот довод несостоятельным, поскольку имена политиков во время акции не произносились (в тексте «панк-молебна» был упомянут только Путин, но фонограмма была сделана позднее и смонтирована с видеорядом, снятым в стенах храма).

Еще до того, как судья огласила назначенное наказание, адвокаты девушек заявили о намерении обжаловать обвинительный приговор. «Обвинительный приговор будет обжалован», – заявила Виолетта Волкова.

С утра пятницы к зданию Хамовнического суда начали стягиваться активисты религиозных организаций и сторонники Pussy Riot, чтобы выразить свою позицию несанкционированными акциями и одиночными пикетами, не требующими согласования с властями. Полиция задержала более двух десятков человек.

Накануне приговора Надежда Толоконникова написала письмо, которое в своем дневнике в ЖЖ опубликовал ее адвокат Марк Фейгин.

«У меня не вызывает гнева тот факт, что я сижу. Я не держу зла. Личного зла – нет. Но есть зло политическое. Наше тюремное заключение служит явным и отчетливым знаком того, что свободу отбирают у всей страны. И эта угроза уничтожения освободительных, эмансипационных сил России – то, что заставляет меня гневаться. В малом видать большое, в знаке – тенденцию, в частном – общее», – написала Толоконникова.

«Кейс P.R. собрал воедино столь разнонаправленные силы, что мне до сих пор трудно поверить в то, что это не сон. Я благодарна каждому, кто сказал: «Свободу P.R.!» Мы с вами сейчас образуем большое и важное политическое Событие. Какой бы ни был приговор P.R., мы и вы уже побеждаем. Потому что мы научились гневаться и говорить политически», – написала участница панк-группы.

Напомним, 8 августа участницы Pussy Riot Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич выступили в Хамовническом суде Москвы с последним словом перед приговором, вынесение которого было назначено на 17 августа.

За день до этого адвокаты Pussy Riot закончили представлять свои доказательства невиновности участниц панк-группы. После этого давать показания начали сами обвиняемые. Первой выступила Екатерина Самуцевич. Она рассказала, как сформировалась панк-группа и почему активистки выбрали в качестве «площадки» храм Христа Спасителя. Затем суд приступил к допросу другой подсудимой – Марии Алехиной. После нее в суде выступила Надежда Толоконникова, которая подтвердила, что в акции кроме трех задержанных принимали участие еще две девушки по кличкам Серафима и Балаклава.

В ходе прений сторон гособвинитель потребовал признать подсудимых виновными в хулиганстве и назначить им наказание в виде трех лет лишения свободы в колонии общего режима.

Адвокаты участниц группы Pussy Riot назвали абсурдными и некорректными озвученные в Хамовническом суде Москвы обвинения прокурора, который, по словам защиты, руководствовался не законом, а религиозными материалами. Защита также заявила, что единственный законный приговор, который может вынести суд участницам панк-группы Pussy Riot, – оправдательный.

21 февраля этого года феминистки из панк-группы исполнили песню «Богородица, Путина прогони!» перед алтарем в храме Христа Спасителя. Позже в своем «Твиттере» они назвали это выступление «панк-молебном».

26 февраля против участниц группы Pussy Riot Екатерины Самуцевич, Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой было возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство», предусматривающей до семи лет лишения свободы.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Комментарии экспертов

Валерий Федоров, директор ВЦИОМ
Валерий Федоров, директор ВЦИОМ
По последнему опросу, относительное большинство россиян – около 46% – квалифицировали то, что они сделали, как хулиганство. Тех, кто полагает, что это экстремизм, – меньше 4%, а тех, кто полагает, что это политический протест, – около 13%. Доминирующая точка зрения – это хулиганство, правонарушение, но не запредельного масштаба. Поэтому, когда мы спрашиваем, как их наказать, всего 10% выступают за реальный срок, а большинство выступают либо за штраф, либо за общественные работы. Исходя из этих данных, приговор, вынесенный сегодня, можно оценить как чрезмерно строгий. Приговор не соответствует ожиданиям россиян: люди ожидали, что будут общественные работы или штраф, а их уже продержали в заключении полгода и планируют держать еще полтора года. Общественность настроена гораздо более мягко: люди согласны, что это правонарушение малого масштаба, за него нужно наказать, но не реальным сроком, а гораздо более мягко. Суд этого не учел, поэтому я думаю, что то, что мы сегодня увидели, – не точка, а скорее многоточие. Это не последний акт судебной драмы.

Ирина Плещёва, член Общественной палаты РФ
Ирина Плещёва, член Общественной палаты РФ
Судя по тому, что просили больше, для тех, кто считает себя пострадавшими, этого явно мало. Конечно, молодым девчонкам с маленькими детьми просидеть два года в тюрьме несладко, но здесь меня больше всего заботит вопрос, что два года лишения свободы в колонии общего режима для тех, кто вдруг завтра решит последовать примеру Pussy Riot, – очень маленький срок. Сегодня Femen подрезали крест, в Пскове нарисовали граффити, а завтра какие-нибудь ребята пойдут в Москве в синагогу и будут вскидывать руки в приветствии Гитлеру – и что, им тоже два года дадут? Проблема в том, что два года как мера наказания для подобных прецедентов – это достаточно мягко. Для тех, кто готов на такие действия, мне кажется, два года – не аргумент. Тем более посмотрите, какая мировая известность. Это хороший вариант раскрутиться. Группу «Ранетки» раскручивали через сериал, а группу Pussy Riot раскрутили через суд. Думаю, что через полтора года, если не раньше (условно-досрочно), девчонки выйдут и будут колесить по миру, зарабатывая миллионы. Их название уже на устах таких звезд, как Мадонна и прочих. По-моему, неплохой вариант.
..............