Версии
Эту версию косвенно подтверждают показания очевидцев, видевших, что самолет долго не мог оторваться от земли, а после взлета не мог набрать высоту
Причиной крушения самолета Як-42 могла стать неисправность одного из трех двигателей судна, заявил в четверг «Интерфаксу» источник в авиационных кругах. «Катастрофа самолета авиакомпании «Як-Сервис» в аэропорту «Туношна», скорее всего, стала следствием отказа или неисправности одного из его двигателей», – сказал он.
Источник пояснил, что «технические характеристики Як-42 позволяют удерживать его на двух двигателях в воздухе во время полета и даже произвести посадку, но взлететь на двух двигателях он не способен». «Эту версию косвенно подтверждают показания очевидцев, видевших, что самолет долго не мог оторваться от земли, а после взлета не мог набрать высоту – ему явно не хватало тяги», – добавил он.
Свидетели отмечали, что перед крушением слышали два громких хлопка. «Видел, как самолет взлетел, накренился на левое крыло и рухнул вниз с высоты не более ста метров. Он ни за что не зацепился, просто было два хлопка. По моему мнению, это отказали движки», – рассказал РИА «Новости» один из очевидцев, наблюдавший трагедию с расстояния в 400 метров со своей дачи. По его словам, именно после хлопков самолет «резко пошел вниз и потом ударился, развалился». «Вы сами представляете, что такое полные баки самолетов? Естественно, там взорвалось все, там сгорели близлежащие постройки и все... горели деревья, кусты», – добавил свидетель.
«Я через три минуты подъехал туда. Конечно, было жутко. Не знаю, хвостовая или носовая часть там лежала в реке – я не мог понять. Просто-напросто мы спасали рыбаков, которые сидели на реке. Подъехали катера с рыбаками, вытаскивали. Двух человек на тот берег, на катер посадили, вытащили. Один очень сильно кричал», – рассказал очевидец и признался, что для него лично это было серьезным шоком: «Я единственное, что запомнил, – на том берегу вытащили четырех человек в белых майках – это наша команда, потом я узнал, что это наша команда «Локомотив», которую я очень люблю, всегда болел и буду болеть. Это было все как в страшном сне. Было очень жутко, конечно, очень страшно».
#{image=554258}В свою очередь заместитель главы Минтранса в четверг отметил, что основные версии крушения самолета Як-42 под Ярославлем – это неисправность самолета и человеческий фактор. Версия о том, что Як-42 мог разбиться из-за нехватки длины взлетно-посадочной полосы, не подтвердилась, уточнил он.
Еще одну версию отмел Следственный комитет (СК) России – теракта на самолете не было. «Следствием рассматриваются все возможные версии случившегося. В качестве приоритетных сейчас следователи прорабатывают версии, связанные с отказом техники либо ошибкой пилотирования. Следов взрывчатых веществ на месте падения самолета не обнаружено», – отмечается в сообщении пресс-службы ведомства.
«Кроме того установлено, что разбившийся Як-42 выполнял чартерный рейс, вылетел из аэропорта в запланированное время и осуществлял взлет в штатном режиме по единственной в этом аэропорту взлетно-посадочной полосе в штатном режиме», – добавили в СК.
Что же касается двигателей, заместитель министра транспорта России Валерий Окулов отметил, что 16 августа 2011 года разбившийся самолет проходил последний плановый ремонт, ему заменили третий правый двигатель. Сертификат перевозчика в сентябре 2010-го был продлен компании-владельцу самолета на два года.
Поисковая операция
Еще накануне вечером в Управлении информации МЧС России сообщили, что поисковые работы на месте крушения самолета Як-42 будут вестись всю ночь. «В районе авиакатастрофы в Ярославской области налажено освещение. Несмотря на темное время суток, поисково-спасательные работы продолжаются. На месте аварии работают 30 водолазов МЧС России», – говорилось в сообщении пресс-службы ведомства.
В итоге по состоянию на утро четверга на месте катастрофы найдены и извлечены из воды тела всех 43 погибших. Опознаны на данный момент 14 тел, половина из них – иностранцы. «На десятерых из них полностью оформлены все юридические документы», – добавил представитель главного управления МЧС РФ по Ярославской области.
Родные уже прибывают для опознания тел погибших хоккеистов и членов экипажа самолета, но никто из иногородних в Ярославль еще приехать не успел.
Состояние двоих выживших – хоккеиста Александра Галимова и члена экипажа Александра Сизова – оценивается как крайне тяжелое, сообщил врач реанимационного отделения ярославской клинической больницы им. Н.В. Соловьева. «Состояние обоих пострадавших без динамики», – констатировал он.
Следствие
Параллельно с поиском тел ведутся работы по обнаружению черных ящиков и прибора регистрации параметров полета самолета, однако пока ни к каким результатам работающая на месте катастрофы техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) не пришла. «Пока не нашли, комиссия работает», – сообщил председатель группы Алексей Морозов. После того как бортовые самописцы обнаружат, их доставят в Москву в лабораторию МАК для расшифровки.
В СК полагают, что черные ящики до сих пор не найдены по объективным причинам: «По имеющейся в распоряжении следствия информации бортовые самописцы могут находиться в хвостовой части разрушенного лайнера, которая в настоящее время еще находится под водой. В ближайшее время та часть самолета будет поднята на поверхность», – отмечают в следственном ведомстве.
Потом я узнал, что это наша команда «Локомотив», которую я очень люблю, всегда болел и буду болеть. Это было все как в страшном сне
По факту крушения самолета Як-42 было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта»), которое будет вести Главное следственное управление СК России. «На месте уже находятся бригада следователей ГСУ, а также опытные криминалисты и специалисты центрального аппарата, имеющие опыт расследования авиакатастроф», – отмечается в сообщении на сайте ведомства. В связи с произошедшей трагедией председатель СК России Александр Бастрыкин прервал служебную командировку и также вылетел в Ярославль.
«Следствием будут рассматриваться все возможные версии случившегося. Для координации работы следственно-оперативной группы на место происшествия выехал заместитель председателя Следственного комитета России Василий Пискарев», – добавили в СК.
Глава МВД России Рашид Нургалиев взял под личный контроль ситуацию в районе крушения самолета, поручив подчиненным не допустить мародерства и оказывать всяческую помощь родным погибших. «Перед руководством и личным составом УМВД по Ярославской области сразу же (мною) была поставлена задача принять все необходимые меры для недопущения фактов мародерства и нарушения общественного порядка в районе авиакатастрофы», – сказал министр, в данный момент находящийся на Дальнем Востоке. Нургалиев подчеркнул, что выполнить эти задачи «добросовестно и в полном объеме не просто обязанность, но и дело чести для сотрудников ярославской полиции».
На данный момент организовано двойное оцепление района, где произошла трагедия. На месте авиакатастрофы работу ярославской полиции координирует первый замглавы МВД генерал-лейтенант полиции Александр Горовой, который ежечасно докладывает министру «о состоянии оперативной обстановки в районе аварии и о результатах поисковых работ».
В ночь на четверг министр транспорта РФ Игорь Левитин провел первое заседание оперативного штаба по ликвидации последствий авиакатастрофы под Ярославлем, он также поручил уделять особое внимание работе с родственниками погибших, сообщил руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов.
Траурные дни
В связи с катастрофой самолета Як-42 9–11 сентября в Ярославской области объявлен траур, заявил в четверг губернатор региона Сергей Вахруков. Он сообщил, что власти Ярославской области выплатят семьям погибшим при катастрофе Як-42 по 300 тыс. рублей, городские власти – по 150 тыс. рублей, авиакомпания – по 2 млн рублей.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, крупнейшая в истории мирового хоккея авиакатастрофа произошла приблизительно в 16.00 вторника. Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда «Локомотив», разбился при вылете примерно в километре от ярославского аэропорта Туношна. Основной состав команды направлялся в Минск на матч первого тура КХЛ с местным «Динамо». На борту находились 45 человек – 37 пассажиров и восемь членов экипажа. МЧС РФ опубликовало список пассажиров и членов экипажа, которые находились в самолете. 43 человека из них погибли. Выжили только двое, причем хоккеист Александр Галимов получил ожоги 90% тела.
«Состояние крайне тяжелое. Очень большой ожог. Около 90% тела и ожог дыхательных путей. Также у него ушиб левого легкого и почек. Он жив, и в ближайшее время так и будет. Ему было сделано несколько операций», – заявлял в эфире Первого канала главный врач ярославской клинической больницы им. Соловьева Александр Дегтярев. Бортинженер находится в более удовлетворительном состоянии. «Состояние Сизова легче. Ожог порядка 10–15% тела, травма бедра, а также перелом свода черепа и тяжелый шок», – сказал главврач.
По данным Росавиации, сразу после набора высоты Як-42 столкнулся с антенной маяка, находящегося за ВПП, развалился на части и упал. При этом часть фюзеляжа оказалась в глубоком ручье, впадающем в Волгу.
Известно, что в этот момент под Ярославлем была ясная погода, наблюдалась лишь небольшая облачность. Самолет был выпущен в 1993 году и имел сертификат летной годности до 1 октября 2011 года. О каких-либо неполадках перед вылетом не сообщалось.
Сразу после крушения Росавиация и Ространснадзор начали проверку соблюдения сертификационных и лицензионных требований авиакомпанией, а также оценки летной годности всех воздушных судов типа Як-42.