На стартовавшем в пятницу процессе по делу об убийстве футбольного болельщика Егора Свиридова один из адвокатов подсудимых попросил обвинение исключить из речи словосочетания «славянская внешность» и «кавказская национальность».
В конце концов, участников процесса можно называть по имени
По мнению защитника, эти выражения вызывают у присяжных отрицательное отношение к обвиняемым. Газета ВЗГЛЯД решила выяснить, могут ли эти слова настроить людей против подсудимых. О лингвистической подоплеке судебного разбирательства рассказывает руководитель Гильдии лингвистов-экспертов России Михаил Горбаневский.
ВЗГЛЯД: Михаил Викторович, сегодня начался суд над обвиняемыми в убийстве болельщика Спартака Егора Свиридова. Во время заседания представитель защиты попросил гособвинителя воздержаться от употребления выражений «славянская внешность», «кавказская национальность», «выходец с Кавказа» и др. По мнению защиты, подобные выражения вызывают у присяжных отрицательное отношение к подсудимым. Насколько такие выражения могут влиять на отношение к человеку?
Михаил Горбаневский научно обосновал, что выражение «выходец с Кавказа» не является обидным (фото: svobodanews.ru) |
Михаил Горбаневский: Обычно на своих лекциях по лексикологии я студентам говорю, что слова, такие как «газета», «журналист», «обедать», «дерево», «зеленый» и многие другие, не имеют собственной, присущей только им ярко выраженной стилистической окраски. Их можно сравнить со стеклом. Какой цвет у стекла? Оно прозрачное. Но может приобретать цвет того предмета, на который его положат.
С другой стороны, некоторые слова имеют присущую им и закрепленную за ними стилистическую окраску, что позволяет нам использовать их. Поэтому слова и словосочетания с нейтральной окраской могут использоваться в разных речевых ситуациях и жанрах: официально-деловом, шутливом, научном, разговорном. И каждый раз они приобретают «привкус» того жанра, в котором их использовали.
С лингвистической точки зрения выражение «лицо кавказской национальности» – это глупость. Точно также как «африканская национальность». В определении указывается на географию, а не на национальную принадлежность человека. Словосочетание «выходец с Кавказа» с точки зрения языка имеет логическую правильность. А кавказской национальности вообще в природе не существует. Это словосочетание «попало» в язык из милицейских протоколов. Так, как появилось слово «бомж», хотя это аббревиатура.
Предлагаю изгнать из русской речи словосочетание «кавказская национальность». Словосочетание «лицо кавказской национальности» – это «ментовский канцелярит», на который ведутся СМИ. В публичной речи, тем более в суде, использовать это словосочетание нельзя. Но только потому, что оно лингвистически ошибочно.
ВЗГЛЯД: Тогда давайте разберем другое словосочетание «славянская внешность», которое тоже адвокат подсудимых попросил не употреблять.
М.Г.: Если мы с вами заглянем в структуру Института антропологии и этнографии им. Миклухо-Маклая, то увидим наличие отделов «африканских языков и африканских народов», «афганских языков и афганских народов», «кавказских языков и кавказских народов». Почему же слово «славянский» не может сочетаться со словом «внешность», если это нужно, чтобы уточнить какие-то детали во внешности человека? Я не вижу в этом словосочетании никаких противоречий, потому что есть различие во внешности негроида, монголоида, европеоида.
ВЗГЛЯД: Так все-таки вы считаете, что словосочетания «кавказская национальность», «выходец с Кавказа», «славянская внешность» эмоциональной окраски не несут?
М.Г.: Я думаю, что если бы судья прислал эти слова на экспертизу, то эксперты констатировали бы, что в них ничего оскорбительного нет. Я, прежде всего, говорю о том, что эти словосочетания самостоятельной и закрепленной за ними окраски, такой как «чурка кавказская», не имеют. Хотя нужно каждый раз рассматривать, в каком контексте эти словосочетания были использованы.
ВЗГЛЯД: Если же суд удовлетворит ходатайство защиты подсудимых, то чем можно заменить эти словосочетания?
М.Г.: В русском языке миллион слов, и уж кому, как не интеллигентным судьям, обвинителям, защитникам – людям с высшим юридическим образованием, владеющим всей тонкостью русской речи, их использовать? Можно чуть-чуть поднапрячься и найти эквивалентную замену или нейтральное слово. В конце концов, участников процесса можно называть по имени.