Крен
#{image=534929}Одной из возможных причин крушения теплохода «Булгария» могла быть техническая неисправность судна, заявил в понедельник официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин.
«Уже точно установлено, что при выходе из порта Казани у теплохода наблюдался крен на правую сторону», – заявил Маркин. Что именно послужило причиной крена, пока неизвестно. Ранее в Приволжском следственном управлении на транспорте СК сообщили, что крен мог быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке, мог быть обусловлен и другими факторами. Выжившие члены экипажа показали, что в момент маневра и запрокидывания теплохода погодные условия резко ухудшились, подул шквалистый ветер. Захлестыванию воды также могли способствовать открытые нижние иллюминаторы, отметили в следственном управлении.
В ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство» – владельце судна – заявляют, что небольшой крен на правый борт является типичным для теплоходов этого класса. «Как известно, по правому борту располагаются две канализационные емкости общим объемом 30 тонн. Такого рода суда всегда ходят с креном на правый борт», – сказал «Интерфаксу» гендиректор компании Валерий Кирчанов.
Двигатель
В рамках расследования уголовного дела следователи установили, что судно вышло в рейс с одним неработающим двигателем.
В то же время Валерий Кирчанов заявил, что к трагедии вряд ли могла привести неисправность одного из двигателей. «На дизель-электроходах при одном неисправном двигателе все равно работают оба винта. Таким образом, выход из строя одного из двигателей не мог повлиять на безопасность теплохода «Булгария», – подчеркнул гендиректор компании-судовладельца.
#{image=534931}Один из сотрудников речного вокзала Казани предположил в интервью ИТАР-ТАСС, что причиной аварии могли стать отказ двигателя и плохая погода. «Булгарию» мог погубить пятиминутный резкий шквал, пяти минут достаточно. Особенно если иллюминаторы были открыты», – сказал сотрудник речвокзала.
Пробоина
Декан факультета управления на водном транспорте Новосибирской госакадемии водного транспорта Владимир Носов озвучил газете ВЗГЛЯД еще одну версию: по его словам, возможная причина может заключаться в том, что у старых судов винт находится не в насадке внутри, а в свободном положении. «Из-за старости винт мог просто отлететь и пробить корпус – там же крутящий момент очень большой. А у старых судов, которым свыше 15 лет, нет двойного днища и двойных бортов. И если такое произошло, то судно за две–три минуты полностью заполняется водой и идет ко дну», – сказал он.
Капитан-наставник ОАО «СК «Татфлот» Адель Заппаров заявил изданию «БИЗНЕС Online», что «все сходятся на том, что судно пробилось». «Потому что на выходе из Булгар очень много пеньков. Там очень узкий фарватер, чтобы на Волгу выйти, – и справа пни, и слева пни. Так вот, судно, напоровшись, могло еще проехаться немножко, минут десять, выйти на глубину и затонуть», – сказал он. «Это могло произойти незаметно. Легкий толчок, и все», – добавил он.
Перегруз
#{image=534583}В ходе расследования обстоятельств трагедии было высказано предположение, что число людей, находившихся на борту судна, на несколько десятков превысило максимально допустимое по регламенту. И это, в свою очередь, могло стать причиной катастрофы.
На речном вокзале не допускают возможности, что наличие лишних нескольких десятков человек на борту могло привести к трагедии. «Такой корабль мог и тысячу взять на борт», – заявил сотрудник вокзала. По некоторым данным, перед последним круизом судно успешно обслужило корпоратив на 300 человек.
Ранее исполнительный директор Ассоциации туроператоров России высказала в интервью газете ВЗГЛЯД мнение, что незарегистрированные пассажиры, судя по всему, попали на борт без ведома туроператора, и, возможно, это нарушение со стороны экипажа.
Коммерческий директор круизной компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин также не очень верит в то, что к катастрофе мог привести перегруз: «Какой тут может быть перегруз, это же все-таки не «Жигули», чтобы из-за одного пассажира испытать перегруз, это – многотонное водоизмещающее судно. Так что для начала нужно понять, почему же оно затонуло, да еще в такой короткий срок», – заявил он РИА «Новости».
По его словам, судно 785-го проекта, к которому относится теплоход «Булгария», является грузопассажирским со штатной вместимостью 254 пассажира, 47 членов экипажа и 25 тонн дополнительного груза, оно не могло пойти ко дну в результате перегруза при нахождении на борту 220 пассажиров.
Иллюминаторы
Все комментирующие не исключают, по крайней мере, одной версии: затопление судна могло начаться через иллюминаторы, открытые вопреки требованиям безопасности.
Электромеханик судна Василий Байрашев сообщил, что наиболее вероятными причинами трагедии являются «конструктивные недостатки судна» и погодные условия.
Капитан-наставник Адель Заппаров в числе факторов, которые могли привести к трагедии, назвал следующие: «Первое. Говорят, «Булгария» в последнее время с креном ходила, даже в порту так стояла. Второе. Жара, иллюминаторы могли быть открытыми, а они у этого проекта над водой едва ли не в полуметре. По всей вероятности, наскочил на пенек, прорезался, иллюминаторы были открыты, вода пошла, а иллюминатором если черпанул – все, не остановишь, сразу на бок лег. Плюс учтем ветер», – сказал он.
Андрей Смолин рассматривает эту версию как наиболее правдоподобную. «Наиболее правдоподобной мне кажется версия о том, что в момент трагедии на судне в связи с отсутствием кондиционирования были открыты иллюминаторы. Вот в этом случае, если был допущен какой-то крен, с учетом резкого порыва ветра и неудачного маневра, судно могло черпануть воду открытыми иллюминаторами, которая обратно не вышла», – высказал мнение эксперт.
При этом он подчеркнул, что открытые иллюминаторы – это нештатная ситуация, так как они должны быть задраены в любом случае, тем более при выходе в водохранилище, экипаж обязан был проверить этот факт. «Пусть сначала компетентные органы разберутся, в чем там было дело, а потом будем решать, насколько устарел или не устарел отечественный флот и насколько тщательно контролируется техническое состояние того или иного судна», – заявил Смолин.
#{image=534571}Гендиректор компании-судовладельца заявил, что к катастрофе мог привести так называемый человеческий фактор, и пояснил, что конкретно он имеет в виду: в день катастрофы было выпущено предупреждение о сильном ветре и высоте волны 1,2 метра. «При таких условиях капитан был обязан отдать команду задраить иллюминаторы», – сказал Кирчанов. Если этого сделано не было, то при сильной боковой волне, крене на правый борт и повороте налево волна могла через иллюминаторы проникнуть в судно и затопить его, добавил он.
Вместе с тем Кирчанов подчеркнул, что пока следует воздержаться от окончательных выводов о причинах трагедии.
Отвечая на вопрос, действительно ли «Булгария» эксплуатировалась в последнее время без лицензии на перевозку пассажиров, Кирчанов отметил, что у субарендатора судна – компании «Аргоречтур» – такая лицензия имелась. Кирчанов отверг также обвинение в неудовлетворительной эксплуатации судна. «Без ежегодного техобслуживания ни одна контролирующая организация теплоход в рейс не выпустила бы», – сказал руководитель компании-судовладельца.
Заместитель Кирчанова по пассажирским перевозкам Сергей Балеевских отметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что сейчас компания не обладает в достаточной мере информацией об обстоятельствах катастрофы, поскольку люди, которые должны управлять судном, не находятся на связи. «Это очень редкая ситуация, ее практически не бывает с транзитными кораблями – чтобы судно такого типа могло в нормальных условиях вдруг перевернуться и затонуть», – сказал Балеевских. Он также подчеркнул, что судно было сдано в аренду без экипажа и ответственность за его техническое состояние полностью лежит на фрахтователе.
#{image=534585}На речном вокзале Казани капитана «Булгарии» Александра Островского характеризуют как опытного непьющего капитана, всю жизнь проработавшего за штурвалом. Весной ему исполнилось 55 лет. На «Булгарию» он пришел в марте. До этого работал на «Метеорах» и на паромах.
По словам капитана-наставника Аделя Заппарова, Александр Островский, который был его другом, погиб во время крушения вместе с супругой и двумя детьми, – он взял их в рейс на выходные.
Электромеханик «Булгарии» Василий Байрашев, выживший после аварии, сообщил, что Александр Островский до последнего момента пытался совершить маневр, чтобы оставить судно на плаву. «Он до последнего искал возможность повернуть теплоход на ветер. Крен бы был на левый борт, и заливать его (судно) перестало. И мы бы успели принять все меры для спасения. Но фактически это уже было невозможно», – сказал Байрашев в эфире Первого канала, добавив, что на призывы спасаться капитан не реагировал.
Несчастливое судно
В понедельник коммерческий директор компании «Волжские путешествия» Роман Калмыков заявил на пресс-конференции, что теплоход «Булгария» давно имел сомнительную репутацию и лично он со своими коллегами от предложения зафрахтовать судно в свое время отказался. «Булгария» оказалась очень неудачным теплоходом. Из года в год у теплохода менялись фрахтователи, менялись экипажи. Текущий экипаж я бы тоже не назвал квалифицированным. Найти нормальные кадры в апреле (тогда его взяла во фрахт компания «Аргоречтур»), когда уже все суда укомплектованы и фактически начинают работать, крайне проблематично», – пояснил Калмыков.
Он отметил, что ответственность за ремонт, за содержание теплохода, за набор экипажа, транспортную лицензию и навигацию лежит на фрахтователе – ООО «Аргоречтур». Эта компания меняла названия трижды, сказал он.
«Они банкротились с завидной регулярностью. Туристы оставались на берегу, долги у компании копились все больше и больше. Руководство компании хваталось за последнюю соломинку и взяло эту «Булгарию», – заявил Калмыков.
«Такую трагедию никто не предполагал, хотя, честно говоря, предполагали, что теплоход может незначительно поломаться или встать где-нибудь поперек Волги, что, собственно, происходило с ним уже где-то на протяжении трех–четырех лет», – вспомнил коммерческий директор «Волжских путешествий».
Он отметил, что «Волжские путешествия» весной этого года отказались взять «Булгарию» во фрахт, оценив техническое состояние теплохода. «Нам предлагали этот теплоход во фрахт еще в феврале, но оценив его техническое состояние и предположительные затраты примерно в 7 млн рублей, компания отказалась от предложения. Сроки подпирали, поэтому мы приняли решение не связываться с данным теплоходом. После чего он был предложен нынешнему фрахтователю ООО «Аргоречтур», – сказал Калмыков.
«Фрахтователь теплохода «Булгария», насколько я знаю, получил его в апреле. За это время физически было сложно привести его в надлежащее состояние, даже имея серьезные денежные средства», – заключил он.