30 мая, понедельник  |  Последнее обновление — 15:33  |  vz.ru

Главная тема


Дело Савченко не сказалось на обменах с Украиной

опрос в твиттере


Представитель СК попросил совета о наказании «оборзевших мажоров» на Gelandewagen

армия и вооружение


Business Insider составил список 11 «грозных военных машин» России

ЧЕ по футболу во Франции


Британские СМИ: ИГ готовит атаки на фанатов сборных России и Англии

Особый случай


Нетаньяху поблагодарил Путина за согласие вернуть Израилю трофейный танк

пауки в банке


Появились сведения о конфликте Саакашвили и Порошенко

золотая молодежь


К задержанию сына вице-президента ЛУКОЙЛа пришлось привлечь ОМОН

«Справедливость для Харамбе»


Американцы требуют наказать родителей ребенка за умерщвление гориллы в зоопарке

«если увидим прогресс»


Германия меняет позицию по поводу отмены антироссийских санкций

экономическая модель


Александр Разуваев: Помогли ли России рыночные реформы?

Вопрос дня


Как повлияет освобождение Савченко на политический хаос на Украине?

«Винт мог отлететь и пробить корпус»

Эксперт предложил свои версии причин трагедии судна «Булгария»

11 июля 2011, 18:42

Текст: Анастасия Петрова

Версия для печати

«При таком скоплении народа всем пассажирам достаточно было перейти на одну из сторон, и мог получиться крен. А летом люки, как правило, открыты. Вода заполняет судно мгновенно», – предположил в интервью газете ВЗГЛЯД декан факультета управления на водном транспорте Новосибирской госакадемии водного транспорта Владимир Носов.

Президент Медведев предложил обязать собственников или провести капитальный ремонт старых судов или вообще вывести их из эксплуатации. «Количество старых посудин, которые плавают у нас, запредельно. Если до сих пор проносило, это не означает, что такого не могло произойти. Теперь случилось, причем с самыми страшными последствиями», – заявил он.

Владимир Носов видит три возможные причины трагедии (фото: nsawt.ru)
Владимир Носов видит три возможные причины трагедии (фото: nsawt.ru)

Эксперты соглашаются, что парк речных теплоходов сильно устарел и за ними требуется особый уход, от  которого собственники зачастую уклоняются. В чем заключается этот «уход» и почему не осуществляется должный контроль за состоянием судов, газете ВЗГЛЯД рассказал декан факультета управления на водном транспорте Новосибирской государственной академии водного транспорта Владимир Носов.

ВЗГЛЯД: Владимир Павлович, у вас есть предположения, что могло привести к гибели «Булгарии»?

Владимир Носов: Сегодня я встречался с руководителем Западно-Сибирского пароходства, и он сказал, что придерживается той же точки зрения, что и госкомиссия. А именно: возможная причина может заключаться в том, что у старых судов винт находится не в насадке внутри, а в свободном положении. И вот из-за старости винт мог просто отлететь и пробить корпус – там же крутящий момент очень большой. А у старых судов, которым свыше 15 лет, нет двойного днища и двойных бортов. И если такое произошло, то судно за две–три минуты полностью заполняется водой и идет ко дну.

Такая информация проходила в печати, и это подтвердил сотрудник пароходства.

Насколько справедлива эта версия, сейчас сказать трудно. Когда винт крутится в воде, вообще невозможно предугадать, в какую сторону он полетит, если оторвется, и какая может быть ударная сила. Потому что вода одновременно и тормозит, и направляет.

Есть и вторая, очень серьезная возможная причина, которая могла привести к катастрофе. Максимальная загрузка судна была превышена почти на 80 человек. Лишние несколько тонн нагрузки – это в пределах 15–20 см лишней осадки.

Могла иметь место и третья причина, о которой пока никто не говорит. При таком скоплении народа всем пассажирам достаточно было перейти на одну из сторон, и мог получиться крен. А летом люки, как правило, открыты и в машинном отделении, и в большинстве кают. И если произошел крен, вода заполняет судно мгновенно. И никто не успел бы перебежать на другую сторону, чтобы все исправить.

ВЗГЛЯД: Президент предложил обязать всех владельцев судов проводить капитальный ремонт. Если за ремонт станет отвечать судовладелец, это повлияет на безопасность, или лучше оставить это в ведении того, кто эксплуатирует судно?

В. П.: Для этого надо иметь средства. Учитывая, что средств не очень много, не каждый может себе провести капитальный ремонт.

Капитальный ремонт – это значит заменить винт, вал, на котором держится винт, заменить двигатель. Американцы через каждые 15–20 лет у морских и речных судов все это меняют. Наверняка на этом судне два–три двигателя менялось, потому что они больше пяти–семи навигаций при большой эксплуатации, как правило, не выдерживают. Вообще, 56 лет (как у «Булгарии») – сверхзапредельный возраст для судна.

ВЗГЛЯД: В России есть какие-то регламенты, которые регулируют замену двигателей и остальных компонентов судна?

В. П.: Разумеется, есть. И в авиации они есть. Но ведь и в авиации происходят аварии.

ВЗГЛЯД: То есть требования не всегда выполняются?

В. П.: Наверное, контроль несоответствующий, наверное, кто-то эксплуатирует «на авось».

ВЗГЛЯД: Вы могли бы сравнить состояние советского флота и российского по количеству кораблей и их техническому состоянию?

В. П.: Половину судов в предыдущие десятилетия продали на металлолом. Продавали все, кто что мог, – и хорошие суда, и средние, и плохие. Тогда акционерные общества давали возможность личным предприятиям, чтобы выжить, реализовать плавсредства. Какие суда были проданы – сказать может только Минтранс, который ведет учет. А что касается новых судов, то, к сожалению, в то время нового ничего не строилось, а от старого избавлялись. Их даже содержать невозможно было, потому что каждое судно нужно было охранять, а охраннику надо платить.

Новые суда речные предприятия только начинают строить. На новых судах делают двойные переборки. Сейчас на все суда, которые эксплуатируются от Красноярска до Норильска, устанавливают современное оборудование.

Комментарии экспертов

Сергей Балеевских, заместитель генерального директора ОАО «Судоходная компания «Камское речное пароходство»
Камское речное пароходство – собственник этого судна. Фирма «Аргоречтур» – арендатор. В соответствии с договором и в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта, арендатор, который арендует судно без экипажа, несет полную ответственность за его коммерческую и техническую эксплуатацию, за пассажиров, экипаж и судовое имущество. Они готовят судно к эксплуатации, получают соответствующие документы о готовности судна к плаванию, получают лицензию на перевозочную деятельность и проводят коммерческую эксплуатацию. Они обязаны заниматься техническим обслуживанием. Сейчас мы не имеем полной информации. Те люди, которые должны управлять судном, не находятся на связи. Это очень редкая ситуация, ее практически не бывает с транзитными кораблями – чтобы судно такого типа могло в нормальных условиях вдруг перевернуться и затонуть./ВЗГЛЯД

Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............