В понедельник Петербургский городской суд оправдал бывшего первого проректора Полярной академии Владимира Лукина, обвинявшегося в подготовке покушения на своего начальника – ректора вуза Кермен Басангову. Решение суда выносилось на основе вердикта присяжных, в конце октября уже признавших Лукина невиновным.
Я удовлетворен приговором. Он восстановил мою веру в справедливость
Впрочем, у потерпевшей стороны и стороны обвинения есть еще время для того, чтобы подать кассацию. И они уже пообещали это сделать. Ректор Полярной академии Кермен Басангова по окончании судебного заседания рассказала журналистам, что в ближайшее время обжалует приговор, который она назвала беспрецедентным.
Кассацию намерена подать и прокуратура. По словам гособвинителя Надежды Мариинской, соответствующие документы будут направлены в Верховный суд в течение недели.
Сам Лукин сообщил, что будет добиваться компенсации. «Я удовлетворен приговором. Он восстановил мою веру в справедливость», – сказал он.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД поговорил с адвокатом Владимира Лукина Александром Афанасьевым. По словам защитника, сегодняшнее решение было ожидаемым для всех: «Относимся к нему, как к снегу в январе, – признался он. – В октябре уже был вынесен оправдательный приговор коллегией присяжных. И суд в соответствии с УПК не мог сейчас принять никакого другого решения. Что касается кассации со стороны прокуратуры, то она тоже вполне ожидаема. Прокуратура действует в рамках своей компетенции и внутренних требований, которые к ней предъявляются как к стороне обвинения».
Адвокат отметил, что показания Жаворонковых (других фигурантов этой истории, которые были признаны виновными в подготовке покушения на Кермен Басангову, но затем заключили сделку со следствием, дали показания против Лукина и получили условные сроки – прим. ВЗГЛЯД) «ровным счетом ничего не значат», так как «в приговоре Жаворонковым о вине моего подзащитного ничего не сказано» (их дело рассматривалось отдельно – прим. ВЗГЛЯД).
При этом адвокат Лукина не отрицает, что подготовка к убийству Басанговой действительно имела место. По его словам, Жаворонков-старший, который, кстати, является крестным отцом Кермен Басанговой, с первых же дней, когда она пришла к власти в вузе, стал жаловаться на крестницу, говорил, что она «обложила его данью». Тогда он якобы пришел к проректору Лукину с предложением крепко побить ее. Однако Лукин, по версии своего адвоката, отказался в этом участвовать, сказав, что, какая бы она ни была плохая, такими вещами они заниматься не должны.
«А то, что приготовление к убийству имело место, подтверждается, мы с этим и не спорим, – отметил Афанасьев. – Зафиксированы телефонные переговоры между Жаворонковыми и предполагаемым киллером и т. д.».
После оправдательного приговора Владимир Лукин снова хотел бы вернуться в свой вуз и преподавать.
«Вот только допустит ли его Басангова к преподавательской работе – это вопрос», – отметил его защитник. При этом Лукин будет требовать через суд те деньги, которые он недополучил от работодателя за время, пока находился под следствием, ведь официально после ареста он уволен не был. При этом Александр Афанасьев заверил нас, что это не миллионы и даже не сотни тысяч, это не такая уж и большая сумма. Но важен принцип.
Ректор академии Кермен Басангова рассказала газете ВЗГЛЯД, что сегодняшний приговор – «яркий пример того, что исполнитель и киллер показывают на заказчика, а заказчик выходит сухим из воды».
«Все факты, собранные в ходе следствия, указывают на Лукина. У нас просто нет оснований полагать, что он может быть невиновным», – заявила она.
Басангова считает, что присяжные пожалели его в силу возраста (Лукину 72 года – прим. ВЗГЛЯД). При этом она выразила уверенность, что подобные дела в принципе не должны рассматривать присяжные, а должны рассматривать профессионалы.
Что касается выплаты зарплаты за время нахождения под следствием, Басангова заявила, что «Лукин исправно носил им больничные листы, они были оплачены». Да и с возращением в родной вуз у бывшего первого проректора также могут возникнуть проблемы. По словам ректора, он и раньше не читал лекций, будучи проректором, и не будет читать их и сейчас, когда хочет сделать это «только из принципа».
#{crime}«В 2009 году у нас происходило укрупнение, изменился статус вуза, то есть сейчас это даже другое юридическое лицо, в связи с переходом на Болонский процесс произошло сокращение часов, кроме того, той кафедры, где он работал, сейчас просто нет, часов на него не имеется», – пояснила Басангова.
«Слава Богу, у меня сейчас есть реальные законные основания сказать ему «нет», – резюмировала она.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 25 октября присяжные вынесли оправдательный приговор в отношении бывшего первого проректора Полярной академии Владимира Лукина. Всего присяжные отвечали на пять вопросов. Из них на четыре, которые касались причастности конкретно Лукина, они ответили отрицательно. Но на самый первый вопрос о том, было ли само событие, ответили утвердительно. Таким образом, подготовка к покушению на ректора действительно велась. Вот только Лукин тут ни при чем.
Напомним, уголовное дело в отношении 72-летнего Владимира Лукина, проректора Государственной полярной академии, обвиняемого в подготовке убийства своего непосредственного руководителя ректора Кермен Басанговой, было возбуждено по ч. 1 ст. 30, п.п. «г», «ж», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ («Приготовление к убийству, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, из корыстных побуждений»).
По версии следствия, Владимир Лукин и другой сотрудник вуза Владимир Жаворонков решили отомстить ректору академии, будучи недовольными ее кадровой и хозяйственной политикой, а также проверками, которые она инициировала. В апреле 2009 года они решились на ее убийство, для чего Жаворонков привлек своего сына. Младший Жаворонков – Михаил – нашел ранее судимого местного жителя и предложил убить Басангову за 300 тысяч рублей. Однако несостоявшийся киллер сообщил обо всем в милицию. И в апреле 2010 года оперативники инсценировали убийство ректора, чтобы задержать фигурантов во время передачи «киллеру» денег за якобы исполненный заказ.
Отец и сын Жаворонковы признали свою вину и пошли на сделку со следствием, при этом указав именно на Лукина как на организатора готовящегося преступления. Приговором суда обоим фигурантам было назначено условное наказание в виде шести лет восьми месяцев лишения свободы с испытательным сроком в четыре года каждому. Кроме того, суд взыскал с каждого подсудимого по 500 тысяч рублей для возмещения морального вреда.
Дело проректора Лукина, который не признал своей вины, было выделено в отдельное производство. В мае 2010 года Владимир Лукин был освобожден из-под стражи из-за проблем со здоровьем. По версии его защитников, несостоявшаяся жертва убийства Кермен Басангова сама придумала и инсценировала преступление. Якобы трудовой коллектив готовился вынести ей вотум недоверия, и она должна была нанести какой-то упреждающий удар, чтобы победить оппозицию в вузе.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, инсценировка убийства ректора Полярной академии в апреле 2009 года наделала много шума в Петербурге. Ведь сначала все СМИ сообщили о том, что Кермен Басангова, которая была в то время беременна, жестоко убита. И лишь когда к зданию вуза начали подтягиваться журналисты, стало ясно, что она жива и здорова.
Одним из первых об этом узнал тогда корреспондент газеты ВЗГЛЯД, который лично встретил «ожившего» руководителя у дверей академии. «Слухи о моей смерти преувеличены. А вчера была предотвращена попытка заказного убийства», – заметила она и прошла внутрь.