Общество

13 января 2011, 17:48

Левитин: Диспетчер не мог запретить посадку Ту-154

Фото: РИА "Новости"

Диспетчер не имел права запрещать посадку Ту-154, на борту которого находился президент Польши, заявил в четверг министр транспорта Игорь Левитин. Он подтвердил, что посадка осуществлялась в соответствии с международными правилами – на усмотрение экипажа корабля. Он также сказал, откуда у поляков оказались записи переговоров диспетчеров.

Диспетчер аэродрома «Смоленск-Северный» не имел права запретить посадку самолета президента Польши Леха Качиньского, потерпевшего крушение в апреле прошлого года, заявил в четверг глава Минтранса России Игорь Левитин. Таким образом он отреагировал на заявление Польши о том, что в крушении виноваты российские диспетчеры.

По действующим правилам, командир международного спецрейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке лайнера

Польская сторона утверждает, что ответственность за гибель руководителей государства лежит не только на пилотах, но и на специалистах российского аэропорта, которые якобы действовали под давлением Москвы. В частности, по его словам, на решение диспетчеров негативно повлияли некие телефонные консультации с Москвой, якобы отдавшей приказ на разрешение посадки. Глава польского МВД Ежи Миллер заявил, что готов обнародовать доказательства вины диспетчеров.

Миллер отметил, что польская сторона неоднократно запрашивала запись переговоров у МАК, но ей было отказано, в итоге стенограмма была получена другим, неназванным, но «легальным» способом.

В то же время Игорь Левитин уверяет, что никакого секрета в переговорах диспетчеров изначально не было. «Коллеги сказали, что они намерены опубликовать разговоры диспетчеров. Записи этих разговоров в диспетчерском пункте были официально переданы польской стороне сразу после катастрофы. Никаких секретов от польских коллег здесь нет», – поразился он умению поляков создавать сенсации.

«Вместе с тем эти материалы, несомненно, будут рассматриваться в ходе уголовного расследования, которое проводится Следственным комитетом в сотрудничестве с соответствующими польскими органами. И поэтому, насколько я понимаю, они не опубликованы технической комиссией МАК. Кроме того, не надо забывать, что ценность имеет та информация, которую от диспетчеров экипаж получил. А ее, эту информацию, полную информацию, вчера все слышали», – подчеркнул министр.

Что же касается сути обвинений, российскому чиновнику они кажутся беспочвенными. «Я несколько удивлен заявлениями о том, что диспетчеры якобы должны были запретить посадку. Много раз сказано и доказано, что, по действующим правилам, командир международного специального рейса самостоятельно принимает решение о взлете и посадке», – приводит слова Левитина «Интерфакс». Министр уточнил: «Понимаете, диспетчер не имел права запретить посадку».

В этой связи глава Минтранса обратил внимание на слова уполномоченного представителя Польши при Международном авиационном комитете (МАК) Эдмунда Клиха, который привел несколько фраз разговора в диспетчерском пункте и заявил, что в докладе Межгосавиакомитета недостает информации о переговорах диспетчеров, которым кто-то якобы порекомендовал разрешить посадку, сообщает РИА «Новости».

«Что же, я посмотрел эти материалы и также могу привести, скажем так, одну из ключевых фраз, связанных с посадкой самолета: «Это решение международного номер один», – процитировал Левитин.

Министр также выразил удивление в связи с заявлениями некоторых представителей польской стороны об отсутствии доказательств давления на экипаж Ту-154, разбившегося лайнера, притом что ранее польские эксперты, участвовавшие в расследовании, однозначно признавали стороннее вмешательство. Материалы технического расследования, обнародованные в среду Межгосударственным авиационным комитетом, свидетельствуют о том, что в кабине пилотов во время посадки находился главком ВВС Польши.

По выводам экспертов, присутствие в кабине высокопоставленных лиц оказывало давление на пилотов и повлияло на их решение посадить самолет в Смоленске любой ценой, несмотря на предупреждения диспетчеров.

«К сожалению, вызывают удивление слова об отсутствии доказательств давления на экипаж высокопоставленными пассажирами, что летчики не хотели совершать посадку. Не хочу вступать в полемику. Опять же, вчера все слышали расшифрованные записи», – сказал министр журналистам. Он отметил, что «оценка действий командующего ВВС давалась совместно российскими и польскими экспертами и она однозначна».

В заключение Игорь Левитин еще раз подчеркнул, что Россия не будет вступать в полемику с польской стороной по поводу доклада МАК, и даже посочувствовал польским критикам: «Понимаю сложные чувства моих польских коллег. Тяжело читать и видеть все подробности этой авиакатастрофы, слишком все живо в памяти, поскольку я там был, – цитирует министра ИТАР-ТАСС. – Тем не менее мы вместе должны и обязаны представить общественности правду. С удовлетворением констатирую, что польская сторона приветствовала публикацию отчета технической комиссии МАК, этой международной независимой организации, которая проводила техническое расследование авиакатастрофы с согласия российской и польской сторон в соответствии с Чикагской конвенцией ИКАО», – заключил он.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в итоговом докладе МАК, обнародованном в среду, ответственность за произошедшее возложена на пилотов, находившихся под психологическим давлением со стороны представителей высокопоставленной делегации. Известно, что в кабине пилотов до самой катастрофы находился главком ВВС Польши, в крови которого судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя.

В отчете МАК отмечается, что «постоянное присутствие в кабине экипажа в процессе захода посторонних высокопоставленных лиц, безусловно, увеличивало напряжение и отвлекало экипаж от выполнения им своих обязанностей», а «зарегистрированные бортовым магнитофоном фразы (в 10.30.33 директор протокола: «Пока нет решения президента, что делать дальше», – и в 10.38.00 штурман: «Он взбесится...») свидетельствуют о том, что командир воздушного судна находился в психологически сложном положении».

Официальный отчет международных экспертов, впрочем, был негативно воспринят польской стороной.

Напомним, Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился 10 апреля 2010 года. Погибли 96 человек: 88 пассажиров и восемь членов экипажа, среди погибших были президент, его супруга и часть руководства страны.

МАК в среду обнародовал окончательный отчет о расследовании, согласно которому непосредственной причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.

Текст: Алексей Барановский

Вам может быть интересно

Три дрона ВСУ уничтожены на подлете к Москве силами ПВО
Темы дня

Мерц стал худшим канцлером Германии после Гитлера

Нынешний канцлер ФРГ стал самым ненавидимым главой германского правительства за всю историю социологических замеров. И при этом – самым обидчивым: Фридрих Мерц активно судится с обычными гражданами, критикующими политику «маленького нациста». Чем дольше это продолжается, тем меньше у немцев шансов на возвращение к нормальной жизни.

Демократка нанесла удар по Трампу в сердце республиканского штата

На выборах мэра Майами, где почти 30 лет правили республиканцы, победила демократка Эйлин Хиггинс. Это придало оппонентам Дональда Трампа больше уверенности перед новым электоральным циклом. Как говорят эксперты, новые победы кандидатов от Демпартии окончательно превратят президента США в «хромую утку». За счет чего Хиггинс добилась такого результата и можно ли говорить о возрождении популярности демократов в Штатах?

Нарышкин в журнале «Разведчик» описал новые формы ведения войны с применением ИИ

Решение России заставило Финляндию предложить особую экономическую зону на границе

Сцены с Долиной сохранили в новогодней комедии «Невероятные приключения Шурика»

Новости

Посол Ирана сообщил о планах встречи Путина и Пезешкиана в Ашхабаде

Глава МИД Ирана Аббас Аракчи на следующей неделе посетит Москву, сообщил посол Ирана в России Казем Джалали.

Зеленский анонсировал новые переговоры с США

Президент Украины Владимир Зеленский анонсировал переговоры с американской стороной, посвященные обсуждению документа о послевоенном восстановлении и экономическом развитии страны.

Коломойский сообщил о покушении на Миндича

Украинский бизнесмен Игорь Коломойский (внесен в России в перечень экстремистов и террористов) заявил о покушении на своего близкого друга и «кошелька» Владимира Зеленского Тимура Миндича.

Президент «АвтоВАЗа» заявил о чрезмерном демпинге китайских авто на рынке

Демпинг со стороны китайских автопроизводителей на российском рынке превзошел все мыслимые границы, заявил президент «АвтоВАЗа» Максим Соколов

В Госдуме предложили создать российский аналог Roblox

Российские власти обсуждают запуск собственной альтернативы Roblox с усиленной модерацией и государственным контролем для защиты детей от опасного контента.

Путин присвоил звания «гвардейский» двум полкам

Два воинских подразделения ВС России стали гвардейскими за проявленный героизм и мужество в ходе боевых действий. соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

ФРС США снизила ставку федрезерва до 3,5 – 3,75% годовых

Федеральная резервная система (ФРС) США в третий раз объявила о снижении ставки, указав диапазон в 25 базисных пунктов, сказано в заявлении регулятора.

Во Франции арестовано имущество Google по иску его российской дочерней компании

Суд Парижа вынес приказ об аресте 100% акций Google France. Документ подлежит немедленному исполнению и связан с предстоящим рассмотрением заявления российского ООО «Гугл» в отношении Google International LLC.

В Госдуме предложили создать систему постоянного контроля за расходами чиновников

В Госдуму внесен пакет законопроектов, направленных на изменение законодательства в сфере борьбы с коррупцией. Главная цель инициативы заключается в создании современной и эффективной системы постоянного контроля за доходами, расходами и имуществом должностных лиц.

Минздрав зарегистрировал новый препарат для лечения рака легкого

В России появился отечественный препарат для иммунотерапии рака легкого, который позволит существенно сократить расходы на лечение пациентов, сообщают информагентства.

НАТО впервые применила «летающие радары» у арктических границ России

Начальник пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленинградской области Владимир Корецкий сообщил о начале применения странами НАТО самолетов дальнего радиолокационного обнаружения для разведки у северных границ России.

Литва потребовала от Белоруссии вернуть грузовики

Дипломатическое ведомство Литвы передало Минску официальный протест в связи с задержанием литовских грузовиков и требованием вернуть имущество компаний Евросоюза.
Мнения

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.

Сергей Худиев: Спирализм – новая религия поклонения искусственному интеллекту

Пользователи ищут у программ мистических откровений, надежды, помощи и утешения. Это новая форма очень старого явления, известного с тех времен, когда о компьютерах никто и не помышлял – идолопоклонства, обожествление людьми чего-то, что они сами и создали.

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов