Общество

8 сентября 2010, 22:23

Имеет ли Россия шансы вернуть утонувшие сокровища Екатерины

Фото: wikipedia.org

Россия выразила намерение сражаться за сокровища, которые могут находиться на затонувшей в Балтийском море шхуне. Корабль утонул около 250 лет назад с грузом, предназначавшимся для Екатерины II. Газета ВЗГЛЯД попыталась разобраться, действительно ли у России есть шансы поднять со дна моря что-либо ценное.

Новое развитие получила история с подъемом шхуны «Фрау Мария», в трюмах которой, предположительно, находится коллекция драгоценностей и произведений искусства, принадлежавших Екатерине II.

Нам придется договариваться с финнами. Если мы в этом проекте будем участвовать, с ними придется поделиться

В среду президент благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артем Тарасов заявил, что Россия претендует на сокровища.

«В соответствии с нормами международного права все грузы, найденные на затонувших судах, должны быть возвращены законному владельцу, если сам владелец от них не отказывается, – подчеркнул он. – А Екатерина Великая была далека от того, чтобы от него отказываться. Наоборот, она в течение двух лет лоббировала этот вопрос в Швеции (в то время ей принадлежала финская территория), чтобы начать процесс снятия затонувшего судна с мели».

А замруководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия Виктор Петраков отметил, что финны всерьез опасаются имущественных претензий России. Накануне они впервые разрешили россиянам присутствовать на месте крушения корабля в своих территориальных водах, а до этого старались не посвящать коллег в детали плана по подъему судна. При этом Петраков подчеркнул, что вопрос о том, кому в конечном итоге будет принадлежать груз, который достанут со дна моря, не первичен. Важно, чтобы он в принципе был поднят и стал достоянием культуры.

Напомним, Финляндия предложила России поучаствовать в проекте подъема со дна Балтийского моря корабля «Фрау Мария», на котором могут находиться исторические ценности общей стоимостью до 1 млрд евро.

#{smallinfographicleft=431185}«Финны предложили нам проект стоимостью 80 млн евро, рассчитанный на семь лет», – рассказал Виктор Петраков по итогам экспедиции к месту кораблекрушения. Половина этой суммы должна пойти на консервацию корабля и создание музея.

При этом Артем Тарасов уточнил, что российские специалисты могли бы поднять груз всего за два месяца и «за так» – краны и водолазы есть. Но для этого нужны гарантии, что там осталось что-нибудь ценное. Вот если бы Финляндия подняла со дна моря хотя бы один сундук с ценностями... «Тогда Россия будет знать, есть ли смысл участвовать в подъеме всего корабля. Пока неясно, сохранились ли вообще картины. Мы не знаем, о чем идет речь, – пояснил Тарасов. – В каком состоянии находятся картины, пока говорить рано. Однако есть информация, что в то время существовали способы герметичной упаковки».

На вопрос, стоит ли подъем «Фрау Марии» заявленных 80 млн евро, корреспондент газеты ВЗГЛЯД попросил ответить эксперта, научного руководителя проекта «Подводное наследие России» Андрея Лукошкова.

«Я не видел финского проекта. Но думаю, что финны все посчитали и назвали ту сумму, которая для них является приемлемой, – отметил эксперт. – Сам подъем, насколько я знаю, стоит немного, вряд ли больше 2–3 млн евро. Корабль замыт в грунт на 2,5 метра, его еще придется размывать и укреплять, что отчасти поднимет стоимость подъема, но несильно. Все остальное – это, скорее всего, затраты на консервацию и музеефикацию корабля».

Ответ же на вопрос о том, кому принадлежат корабль и его груз, по словам Лукошкова, следует искать в финском законодательстве, поскольку «Фрау Мария» находится в территориальных водах этой страны. «То, что лежит в финских водах, регламентируется финскими законами, – отметил специалист. – А они таковы, что если находке, представляющей культурную ценность, больше ста лет и если не нашелся ее хозяин, государство может забрать ее себе. При этом есть дополнение, что если кто-то нашел его, то он имеет преимущественное право «на спасение», то есть, грубо говоря, претендует на премию от государства либо от владельца груза», – рассказал Андрей Лукошков.

Отметим, что судно в 1999 году обнаружил финский дайвер.

«Там у них тоже все непросто, – посетовал Лукошков. – Виды на корабль имело финское государство. В Финляндии было три процесса по этому поводу, на уровне местных властей, потом провинции, потом был суд Хельсинки, которые постановили, что права на спасение принадлежат тем, кто нашел корабль».

По словам Лукошкова, этот корабль направлялся из Голландии в Петербург, но затонул у берегов современной Финляндии, а тогда шведской провинции, в 1771 году.

«Да, на нем должна находиться коллекция, купленная Екатериной II для Эрмитажа. Но она составляла лишь небольшую часть груза, хотя и стоит очень дорого. Поэтому если мы и имеем право на что-то претендовать, так только на эту часть груза, – отметил Андрей Лукошков. – Так что, в любом случае, нам придется договариваться с финнами. И если мы в этом проекте будем участвовать, с ними придется поделиться».

Специалист также отметил, что у финнов уже был опыт подъема кораблей с российским грузом. Так, несколько лет назад со дна Балтики был поднят русский корабль «Архангел Михаил». Однако прав на него с нашей стороны заявлено не было, и его забрали власти Финляндии.

Отметим, что в январе 2009 года глава Росохранкультуры Александр Кибовский заявлял, что шхуна «Фрау Мария» останется на дне, пока не определят владельца сокровищ. «Пока все не будет поделено, никто никуда не двинется. Когда медведя убьют, поздно будет делить его шкуру, поэтому надо договариваться на берегу», – сказал он, отметив, что переговоры ведутся.

Как сообщала газета ВЗГЛЯД, идею поднять со дна моря шхуну «Фрау Мария» обсуждают уже несколько лет. Так, в ноябре 2008 года российские специалисты говорили о своих планах поднять корабль уже в 2010 году. Однако у финнов оказалось свое мнение на этот счет. И в итоге они решили поднимать поэтапно к 2017 году.

Тогда же, два года назад, свое мнение об этом проекте в интервью газете ВЗГЛЯД высказал основатель современной отечественной военной подводной археологии, президент общества «Память Балтики» контр-адмирал Константин Шопотов. По его словам, поднять «Фрау Марию» вполне реально: «Глубина там относительно небольшая – 41 метр. Грунт каменистый, заиленность незначительная. Вода холодная: летом не выше +7, зимой – +3. Вода не очень соленая. Жука-древоточца – главного разрушителя затонувших кораблей – там нет. Исходя из этого, думаю, что содержимое трюмов должно находиться в нормальном состоянии».

При этом контр-адмирал особо отметил, что поднимать корабль нужно не по частям, а целиком, иначе ценный груз может быть поврежден. Да и само судно представляет большую ценность.

Шхуна «Фрау Мария» с культурными ценностями, купленными по заказу российской императрицы Екатерины II на аукционе в Амстердаме (Голландия), затонула в октябре 1771 года во время шторма у берегов тогдашней Швеции, но в современных водах Финляндии.

В итоге на затонувшее судно и ценный груз, до сих пор лежащий в его трюме, сегодня могут претендовать все четыре упомянутые страны: Россия (груз был заказан императрицей и, следовательно, имеет наибольшее отношение именно к современной России), Голландия (откуда шли ценности), Швеция (место, где произошло крушение, в XVIII веке входило в ее территориальные воды) и Финляндия (в настоящее время корабль лежит в водах, относящихся к этой стране).

Согласно архивным данным, шхуна перевозила в своих трюмах фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценных металлов и главное богатство – 27 картин выдающихся голландских художников XVI–XVII веков: Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю, ученика Рембрандта Герарда Доу.

Текст: Денис Нижегородцев

Вам может быть интересно

Грузовой самолет DHL разбился рядом с аэропортом Вильнюса
Темы дня

Падение «индекса несломленности» ведет украинцев к переговорам с Россией

Украинские и западные социологи продолжают выяснять, готово ли общество к переговорам с Россией и территориальным уступкам. И они, как правило, выдают противоречивые результаты. В чем заключаются особенности этого противоречия и каковы реальные настроения украинцев относительно урегулирования конфликта?

Ставка ВСУ на наемников провалилась

Очередной западный наемник, воевавший на стороне ВСУ, взят в плен российскими войсками – на этот раз на Курском направлении. Какое количество «иностранных добровольцев» воюет сегодня в рядах украинской армии, почему киевский режим вынужден до сих пор рассчитывать на наемников и в чем их самое слабое место?

Наемника из Британии взяли в плен на Курском направлении

Опубликованы кадры с Путиным после испытания «Орешника»

США пригрозили союзникам за помощь в аресте Нетаньяху

Новости

Журналисты изучили фрагменты ракеты «Орешник» в Днепропетровске

Иностранные журналисты исследовали обломки российской ракеты «Орешник» на заводе «Южмаш» в Днепропетровске, где фрагменты хранятся в специальном ангаре для дальнейшего изучения, сообщило Reuters.

The Economist сообщил о готовности украинских военных к уступкам России

Британский журнал The Economist сообщил о готовности украинских военных к территориальным уступкам в пользу России в обмен на прекращение огня, что связано с усталостью от конфликта и моральной слабостью бойцов.

Джеорджеску обошел Чолаку на президентских выборах в Румынии

По результатам подсчета более 95% бюллетеней Кэлин Джеорджеску лидирует на выборах президента Румынии, набрав 22,18% голосов, в то время как премьер Марчел Чолаку получил 20,29%.

Депутат Рады назвал Зеленского «верховным тэцэкашником»

Александр Дубинский, депутат Верховной рады, заявил, что мировое сообщество воспринимает Владимира Зеленского как главного палача, ответственного за затягивание конфликта и манипуляции с общественным мнением.

На заводе в Калуге после атаки беспилотников произошел пожар

Силы противовоздушной обороны уничтожили три беспилотника на окраине Калуги, что привело к возгоранию на территории промышленного предприятия.

В России обвинили ВСУ в расстреле 100 жителей в Селидово

В Селидово ВСУ при отступлении расстреляли более 100 мирных граждан, которых нашли на улицах или в домах, свидетельства преступлений украинских боевиков зафиксированы и переданы правоохранительным органам, заявил газете ВЗГЛЯД председатель Международного общественного трибунала по преступлениям украинских неонацистов Максим Григорьев.

Умер композитор Павел Карманов

Автор множества произведений и музыки для кино композитор Павел Карманов скончался в возрасте 54 лет.

Стало известно о бегстве ВСУ с востока Великой Новоселки

Украинские военные начали отступление с укрепленных позиций на восточной окраине Великой Новоселки в Донецкой Народной Республике под натиском штурмовых групп.

Российский Superjet загорелся при посадке в Анталье

Генконсульство России в Анталье совместно с турецкой стороной и авиакомпанией «Азимут» оказало помощь пассажирам самолета, на борту которого произошел пожар, предоставив питание и размещение в гостинице, говорится в сообщении дипмиссии.

Грузовой самолет упал на жилой дом под Вильнюсом

Пилот грузового самолета компании DHL, разбившегося на подлете к Вильнюсскому международному аэропорту, погиб от травм, полученных при падении на двухэтажный жилой дом.

Российские войска выбили ВСУ из Елизаветовки под Курахово в ДНР

Российские войска проводят зачистку от украинских подразделений в Елизаветовке, находящейся южнее Курахова в ДНР, сообщил председатель комиссии по вопросам суверенитета Общественной палаты Владимир Рогов.

Пленный британец заявил об отправке в Курскую область против воли

Британский наемник Джеймс Скотт Рис Андерсон, взятый в плен в Курской области, заявил, что командование ВСУ заставило его участвовать в операции, забрав паспорт и телефон, несмотря на его нежелание.
Мнения

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не встанут на ноги, никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие мать и отец.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.

Андрей Рудалёв: Демография – не про деньги

Дом строится, большая семья создается через внутреннее домостроительство, через масштабность задач и ощущение собственной полноценности и силы. Это важное ощущение личной человеческой победительности было достигнуто в те же послевоенные годы, когда рожали детей вовсе не ради денег, а для будущего.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?