Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
5 комментариевСокровища Эрмитажа достанут со дна
«Фрау Мария» попала в шторм и затонула у берегов Финляндии в 1771 году. Шхуна перевозила картины, скульптуры и другие художественные ценности, заказанные Екатериной II для пополнения коллекции Зимнего дворца – предтечи современного Эрмитажа. Если этот груз удастся поднять, он может стать самой дорогой находкой за всю историю подводной археологии. Российские специалисты обещают поднять «Фрау» в 2010 году. Но на ценности претендуют еще три страны.
Голландская шхуна «Фрау Мария» с культурными ценностями, купленными по заказу российской императрицы Екатерины II на аукционе в Амстердаме, затонула в октябре 1771 года у берегов тогдашней Швеции, но в современных водах Финляндии.
Подводную операцию нужно проводить как можно быстрее: координаты корабля известны многим, все, что было на верхней палубе, уже растащили
В итоге на затонувшее судно и ценный груз, до сих пор лежащий в его трюме, сегодня претендуют все четыре упомянутые страны – Россия (груз был заказан императрицей и, следовательно, имеет наибольшее отношение именно к современной России), Голландия (которой принадлежал корабль), Швеция (место, где произошло крушение, в XVIII веке входило в ее территориальные воды) и Финляндия (в настоящее время корабль лежит в водах, относящихся к этой стране).
Российские специалисты, изучающие «Фрау Марию», на пресс-конференции в Москве заявили, что судно будет поднято со дна Балтики уже в 2010 году. По их словам, сейчас важно приложить все усилия, чтобы поднять корабль на поверхность и оценить сохранность его ценностей, а вопрос правового статуса и государственной принадлежности можно решить и потом.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД выяснил мнение по этому вопросу у основателя современной отечественной военной подводной археологии, президента общества «Память Балтики» контр-адмирала Константина Шопотова.
«Да, наверняка будут подобного рода вопросы и сложности. Я знаю, что Финляндия активно заявляет свои права на «Фрау Марию». Хотя, как мне кажется, у финнов меньше всех оснований для этого, – рассказал Шопотов. – Ведь когда судно затонуло у этих берегов, Финляндия была частью Швеции, потом России и т. д.
Но, несмотря на все сложности, уверен, что корабль поднимать надо. А Россия должна проявить в этом деле настойчивость и отстоять свое право на затонувшее культурное наследие».
- Найден корабль петровских времен
- Янтарную комнату перестали искать
- Сундук мертвеца
- Гиперборея, возможно, существовала
- Золото древней цивилизации
Груз «Фрау Марии» действительно представляет собой огромную художественную ценность. Если его удастся вытащить на поверхность, он может стать самой дорогой находкой за всю историю подводной археологии, утверждают специалисты.
Согласно архивным данным, шхуна перевозила в своих трюмах фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства из бронзы и драгоценных металлов и главное богатство – 27 картин выдающихся голландских художников XVI–XVII веков: Хендрика ван Балена, Герарда тер Борха, Яна ван Гоена, Габриеля Метсю, ученика Рембрандта Герарда Доу.
По словам президента благотворительного фонда «Спасение национальных культурно-исторических ценностей» Артема Тарасова, приблизительная стоимость этих картин не меньше 100 млн евро. При этом стоимость операции по их извлечению со дна моря оценивается в 50 миллионов.
Есть основания надеяться, что картины до сих пор находятся в неплохом состоянии. Скорее всего, перед перевозкой в Голландии их упаковали в специальные колбы из свинца, а затем залили воском.
Эрмитаж, которому предназначалось сокровище, на идею с подъемом судна и доставкой картин к месту назначения отреагировал положительно.
«В течение 2009 года мы будем делать наработки по этому вопросу, чтобы мы понимали, с чем можем столкнуться в случае, если вещи будут найдены и будет что реставрировать», – заявил на пресс-конференции заместитель директора Государственного Эрмитажа и главный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов.
Президент общества «Память Балтики» контр-адмирал Константин Шопотов, сам не раз участвовавший в подъеме с морского дна различных раритетов, заверил газету ВЗГЛЯД, что поднять «Фрау Марию» вполне реально: «Глубина там относительно небольшая – 41 метр. Грунт каменистый, заиленность незначительная. Вода холодная: летом не выше плюс семи, зимой – плюс три. Вода не очень соленая. Жука-древоточца –главного разрушителя затонувших кораблей – там нет. Исходя из этого думаю, что содержимое трюмов должно находиться в нормальном состоянии».
Шопотов признался, что общество, которое он возглавляет, уже подготовило технический проект по подъему судна. Контр-адмирал особо ратует за то, чтобы «Фрау Марию» поднимали целиком, а не по частям.
«Большую ценность для нас представляют и произведения искусства, и само судно. Если, допустим, не поднимать шхуну целиком, а вырезать у нее борт, чтобы достать оттуда груз, есть большой риск повредить все».
Подводную операцию нужно проводить как можно быстрее. Чем дольше шхуна лежит на дне, тем больше риск утраты художественных ценностей: время идет, а море не способствует их сохранению. К тому же находятся желающие забрать себе кусочек истории. Сейчас координаты корабля известны многим. «Фрау Мария» имеет две палубы. Все, что было на верхней, уже растащили. До трюма вроде бы пока не добрались.