Глава следственного управления СКП РФ по Москве Анатолий Багмет в четверг был переведен в центральный аппарат на должность замруководителя Управления криминалистики. На его место назначен Вадим Яковенко из администрации президента РФ.
В Москве как раз наиболее комфортно работать. Здесь все криминалистические учреждения, все органы власти
Багмета пытались уволить еще в прошлом году, а до этого он мог лишиться поста несколько лет назад, когда был заместителем прокурора Челябинской области.
О том, что могут означать последние кадровые перестановки и как это может повлиять на следственные органы Москвы, газете ВЗГЛЯД рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, с 1974-го по 1992 год работавший в органах прокуратуры.
ВЗГЛЯД: Александр Петрович, какие изменения, на ваш взгляд, повлечет смена руководителя столичных следственных органов?
Александр Москалец: Так называемые столичные следственные органы – всего-навсего структура Следственного комитета при прокуратуре, возглавляемого Бастрыкиным. У нас 80 с лишним субъектов РФ, а сколько еще отделов и управлений... Эти кадровые перестановки – не показатель, они ни о чем не свидетельствуют. Совершенно нормальная ситуация. Здесь искать какую-то интригу совершенно неправильно. Это обычное рядовое дело.
ВЗГЛЯД: Ранее было озвучено мнение, что перевод Багмета с должности руководителя следственного управления СКП РФ по Москве в центральный аппарат на должность замруководителя Управления криминалистики de facto является понижением. Вы согласны с этим?
А. М.: Он ушел в Следственный комитет при прокуратуре, а работал в следственном управлении субъекта. Повышение это или понижение – это как сам человек воспринимает. Это разные уровни ответственности, разного уровня должности – быть руководителем почти первичного звена и находиться в управлении центрального аппарата.
Мы же не знаем – а может быть, он сам попросился на эту должность. Вообще, я бы не стал в этом факте искать какие-то тенденции или закономерности.
Плохо, когда люди застревают на одном месте. Существуют даже сроки нахождения на должности у прокуроров, даже у генерального прокурора. Любое перемещение на любую должность любого человека всегда приносит позитивный результат. Человек как-то пытается себя раскрыть, для него это новое дело, проявляется интерес, и это, как правило, хорошо.
ВЗГЛЯД: Появляются также предположения, что руководство было не вполне довольно результатами работы следственного управления и таким образом решило их улучшить...
А. М.: Это больше домыслы, чем выводы. Не думаю, что здесь следует разводить круги на воде.
ВЗГЛЯД: То есть, на ваш взгляд, личность руководителя не играет принципиальной роли?
Александр Москалец считает, что от смены начальника столичное следствие вряд ли изменится (фото: ИТАР-ТАСС) |
А. М.: В следственных органах первую роль всегда играл конкретный следователь. Он достаточно самостоятелен, он принимает все процессуальные решения, и не все его действия должны согласовываться с руководителем следственного органа.
Для расследования уголовного дела важна фигура следователя. А кем является вышестоящий начальник – это влияет в меньшей степени.
ВЗГЛЯД: Все-таки следственное управление по Москве – ответственный участок работы, здесь расследуется много резонансных уголовных дел. Какие, по-вашему, проблемы встанут перед новым руководителем, чем ему нужно будет заниматься в первую очередь?
А. М.: Могу назвать еще большее число так называемых резонансных дел, которые находятся в других местах. В Москве как раз наиболее комфортно работать. Здесь все криминалистические учреждения, все органы власти, быстро можно делать запросы. Достаточно легко работать. Другое дело, что плотность населения достаточно высокая. А вы попробуйте поработать на Чукотке, где сотни километров от одного населенного пункта до другого. Вот там я понимаю, вот там следователь поездит на вездеходе. А здесь и на метро можно.
Что касается того, как нужно работать руководителю на новом месте, здесь все достаточно просто: строго соблюдать законность и Конституцию Российской Федерации.
ВЗГЛЯД: Придется ли новому руководителю что-то менять, принимать серьезные кадровые решения, увольнять подчиненных, работавших при Багмете?
А. М.: Вы знаете, у нас достаточно неплохо сформировано нормативное поле, регулирующее деятельность и органов прокуратуры, и следственных органов. У нас имеется процессуальное и материальное законодательство, оно достаточно устоявшееся. Но нужно взаимодействие прокуратуры как надзорного органа и Следственного комитета при прокуратуре, занимающегося только определенными вопросами, – тут, конечно, надо подумать, улучшить их взаимодействие и координацию. Других проблем я не вижу.
ВЗГЛЯД: Как раз с этим, если судить по сообщениям СМИ за последние годы, у Анатолий Багмета все было непросто, неоднократно возникали конфликтные ситуации с Генпрокуратурой...
А. М.: А вот это плохо. Конфликтовать не надо, профессионалы, как правило, находят решение самостоятельно.