«Следственными органами Следственного комитета по городу Москве возбуждено уголовное дело в отношении заведующего отделом обеспечения и эксплуатации здания ФГУК «Всероссийский художественный научно-реставрационный центр» Сергея Селивенина, подозреваемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть двух и более лиц), а также Дмитрия и Сергея Шабалиных, подозреваемых в совершении преступления, предусмотренного ст. 168 УК РФ (уничтожение чужого имущества)», – говорится в сообщении, размещенном во вторник на сайте Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ.
Причиной пожара стала совокупность причин: ненадлежащее исполнение Селивениным своих обязанностей и неосторожное обращение с огнем
Объясняя, почему до официального определения вменяемых статей по факту крупного пожара в Реставрационном центре им. Грабаря прошло так много времени, в ведомстве сообщают: «Решение о возбуждении уголовного дела принято спустя несколько дней после произошедшего в связи с тем, что следователям потребовалось изучить необходимые нормативные акты, документацию, опросить свидетелей и очевидцев для установления круга лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности, а также определить ущерб, причиненный в результате пожара».
В итоге следователи установили, что Сергей Селивенин потребовал от директора ООО «ВСВ-Кар» отремонтировать повреждения кровли, причиненные, по мнению подозреваемого, работниками этой организации при очистке снега в январе 2010 года. Однако план ремонта разработан не был.
#{image=416284}«При проведении ремонтных работ в нарушение правил пожарной безопасности со стороны Селивенина отсутствовал контроль за производством огнеопасных работ и не был издан приказ, подробно определяющий порядок проведения работ с огнем. Пожарный пост из числа работников местной пожарной охраны выставлен не был», – подчеркивают в СКП.
«15 июля 2010 года Дмитрий и Сергей Шабалины, не являющиеся работниками ООО «ВСВ-Кар», по устной договоренности с ее директором осуществляли ремонт кровли реставрационного центра с применением паяльных ламп. Металлические листы крыши нагревались до температуры плавления олова. При этом произошло возгорание элементов мансардной части здания», – объясняют в Следственном комитете причину возникновения пожара.
В то же время в ООО «ВСВ-Кар» газете ВЗГЛЯД объяснили, что непосредственно к их компании у следствия претензий нет. Вопросов о том, почему для ремонтных работ привлекались люди со стороны, а не из числа сотрудников фирмы, им также не задавалось.
По мнению следствия, причиной пожара стала совокупность причин: во-первых, ненадлежащее исполнение Селивениным своих обязанностей, во-вторых, неосторожное обращение с огнем. В результате пожара реставрационному центру был причинен ущерб на сумму более 100 млн рублей.
«В настоящее время проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств совершенного преступления», – резюмировали в СКП.
Напомним, пожар в доме № 17 по улице Радио недалеко от станции метро «Курская» вспыхнул днем 15 июля. «Учитывая конструктивные особенности здания, в 14.30 пожару была присвоена третья категория сложности», – пояснили тогда газете ВЗГЛЯД в МЧС.
К 16.00, когда пожар был локализован, площадь поражения составила 2 тыс. кв. метров. В тушении участвовали 65 единиц пожарной и спасательной техники, в том числе три вертолета.
Во время тушения погибли двое и серьезно пострадал один спасатель. Погибшие – сотрудники Пожарно-спасательного центра Москвы ПСО-202 27-летний Вячеслав Шашин и 41-летний Александр Дымчиков. У первого осталась жена, у второго – жена и девятилетний сын.
Практически сразу в качестве предварительной причины возникновения возгорания Следственный комитет назвал несоблюдение правил безопасности при ремонте кровли с использованием паяльных ламп.
Окончательный ущерб произведениям искусства, которые находились в реставрационном центре – по некоторым данным, там могли быть даже картины из Московского Кремля – до сих пор не назван. По мнению специалистов, на момент возгорания в здании находилось около 1,5 тыс. произведений искусства.
Между тем, как рассказала газете ВЗГЛЯД заместитель директора музея-усадьбы «Архангельское» по учету и хранению Людмила Гринева, которая также отправляла в Центр им. Грабаря произведения искусства из коллекции, никакой страховки на время пребывания картин в реставрационной мастерской не оформлялось: «Страховка оформляется только на период перевоза вещей. Все вещи – государственная собственность. В музеях они находятся в оперативном управлении. Как государство может страховать у самого себя собственность, я плохо себе представляю», – объяснила она. Решение о компенсациях музеям, которые в пожаре потеряли свои экспонаты, будет принимать Министерство культуры. Пока это ведомство заявило лишь о готовности выплатить матпомощь семьям погибших и пострадавших при пожаре.