– Константин Валентинович, как вы оцениваете значение этого праздника для современной России?
– Это исключительно важная веха. Это рубеж перехода русского народа из одного состояния, связанного с языческой раздробленностью, к единобожию, к единой вере, которая заложила основы, в первую очередь, духовные, для формирования единого российского государства.
Националистический оттенок можно придать чему угодно, даже форме шаровар
– Чем, на ваш взгляд, вызвано решение придать этой памятной дате государственный статус?
– В России существует реальная необходимость наличия единой государственной идеи, национальной идеи, и пока на эту роль никакой идейно-религиозной системы, кроме как православие, не существует. Необходимо принимать меры по формированию духовного единства России. В рамках поднятия значимости православия и православной церкви начинают вводить такие праздники. Я это полностью поддерживаю.
– Тем не менее уже появились критические мнения по поводу этого решения.
– Думаю, те, кто выступают против введения этого праздника, хотят сохранить условия духовного разброда и шатания как базу для его расчленения. Это противники России.
– Напоминают, в частности, о том, что в России несколько конфессий...
– Пожалуйста: если будет введен праздник введения мусульманства на Руси или какой-то другой мусульманский праздник, никто возражать против этого не будет, в том числе и православные. У нас и Хануку отмечают, и Курбан-байрам отмечают, и никто не мешает. Никаких проблем нет.
– Два года назад власти Украины ввели аналогичный праздник, но с другим названием – «Крещение Киевской Руси-Украины».
− Это абсолютная бредятина. Сама формулировка «Киевская Русь-Украина» – это неправильно. Киевская Русь – не Украина! В тот момент в Киевскую Русь входили и земли, которые находились на востоке: это и владимирские, и ростовские, и московские земли. Все они входили в Киевскую Русь. Новгород тоже входил в Киевскую Русь – вспомните, что Владимир Мономах пришел из Новгорода.
Тогда понятия Украины не существовало. Если уж на то пошло, то все-таки крестить начали Киев и жителей Киева, и даже не жителей, простите меня, Киевской области. В тот день загоняли в воду киевлян. Поэтому тогда уж будем точны, пусть это называется День крещения жителей города Киева. Это очередное подтаскивание фактов за уши националистическими элементами для того, чтобы раскрутить националистические настроения на Украине, не более того.
Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков (фото: expert.ru) |
Можно ввести День крещения Рязани, День крещения какого-нибудь поселка. Но мы живем как славянское государство, поэтому отмечаем День крещения Руси. В то время Русь была со столицей в Киеве, называлась она Киевской и охватывала всю тогдашнюю Русь, включая и московские, и владимирские, и тверские, и рязанские земли. Это была единая Русь, и с момента, о котором мы говорим, христианство стало официальной религией для всей Руси. В воду в разных городах загоняли в различные времена, одних чуть раньше, других чуть позже. Но официальное объявление о том, что христианство является официальной религией Киевской Руси, произошло в этот день. И касалось это не только Киева, не только Украины, то есть западных русских земель, а всех русских земель.
Праздник в такой редакции – исторически некорректный. Это притянуто за уши. А формулировка «на Украине» исторической истине не соответствует, как не соответствует и признание Степана Бандеры освободителем Украины. Он был фашистским пособником, а не освободителем.
– Такая формулировка праздника тоже имеет под собой националистические мотивы?
– Националистический оттенок можно придать чему угодно, даже форме шаровар. А то, что там всякие аферисты будут пытаться разыгрывать национальную карту на любом деле, – это естественно. Даже на том всеобщем горе – голоде, который был на Украине, – они сумели раскрутить целую националистическую эпопею. Но как-то при этом забыли про голод в Поволжье, про то, что это вообще было характерно для той ситуации, которая сложилась в Советской России. А до этого такие трагедии случались и раньше, был голод и в XVII веке, и в XVIII. Кстати, одна из причин смуты начала XVII века заключалась в том, что тогда несколько лет был неурожай. Так что из любого дела можно раскрутить националистическую волну.
А праздник, который объявляется у нас, соответствует исторической истине. Я целиком и полностью его поддерживаю и буду его отмечать.