Сотрудники Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры) зафиксировали угрозу обрушения части земляных сооружений памятника федерального значения – форта Владивостокской крепости. Это сооружение – самая большая крепость в России и единственная из морских крепостей страны, входящая в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО.
Если работы по подкопу будут продолжаться, возможно разрушение части земляных сооружений форта
По мнению экспертов Росохранкультуры, к обрушению может привести прокладка вблизи памятника автомобильной трассы саммита АТЭС, сообщил в среду руководитель Приморского управления ведомства Петр Самойленко, передает РИА «Новости».
«Зампредседателя клуба «Владивостокская крепость» Владимир Калинин 14 мая проинформировал нас о том, что строители, прокладывающие федеральную дорогу, вторглись на территорию исторического памятника – форта № 3 Владивостокской крепости. Он сообщил, что проведенные ими работы создали угрозу обрушения части форта», – отметил Самойленко.
По его словам, Приморское управление Росохранкультуры создало комиссию по проверке информации о частичном разрушении форта. «В ходе проверки было выяснено, (что) на протяжении 70 метров вдоль дороги форта, соединяющей памятник в единое целое, сделан подкоп для строительства трассы, которая пройдет ниже. Если работы по подкопу будут продолжаться, возможно разрушение части земляных сооружений форта», – предупредил Самойленко и добавил, что материалы проверки будут направлены в Управление охраны культурного наследия по Приморскому краю. Там будут приняты меры по ответственности строителей трассы.
Ранее генеральный директор Тихоокеанской мостостроительной компании, которая занимается прокладкой дороги, Виктор Гребнев заявил, что стройка не затрагивает памятник. По его словам, нарушений в строительстве нет: рабочие не трогают памятник и не делают никаких подкопов.
Владивостокская крепость занимает более 400 кв. километров на земле и под землей. В ее состав раньше входили около 50 береговых батарей, 16 фортов, десятки береговых капониров, большое количество опорных пунктов и сухопутных батарей, восемь подземных казарм. Было построено около 130 различных фортов, укреплений, опорных пунктов и береговых батарей, на вооружении которых было 1,4 тыс. орудий.
Официально статус крепости город получил 30 августа 1889 года, тогда же началось возведение фортификаций. После разгрома Порт-Артура в ходе русско-японской войны крепость во Владивостоке осталась фактически единственным крупным военным укреплением России на побережье Тихого океана. В 1907 году Николай II принял решение перестроить Владивостокскую крепость с учетом недоработок Порт-Артура.
Строительство, однако, было сильно затруднено с началом Первой мировой войны, когда Турция перекрыла Черноморские проливы, сделав невозможной доставку к месту строительства цемента, отгружавшегося в порту Новороссийск. Окончательно строительство прекратилось с приходом к власти большевиков, которые заключили с Японией соглашение о демилитаризации Владивостока, предусматривавшее упразднение крепости, демонтаж оставшегося вооружения и расформирование штабов и управлений.
Однако даже недостроенная на треть крепость с многокилометровыми укреплениями внушала страх потенциальному противнику. Существует мнение, что именно из-за нее Япония не решилась вступить в начале Второй мировой войны в открытое противостояние с СССР.