Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга признал ответственным за массовое отравление людей в аквапарке «Вотервиль», произошедшее 26 марта 2008 года, бывшего начальника технического отдела аквапарка Вячеслава Куксова.
Мне кажется, что из Вячеслава Куксова сделали козла отпущения. Изначально они собирались переложить вину на меня
Он признан виновным по ч.1 ст. 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое отравление»). Наказанием для него стал штраф в 70 тыс. рублей.
Еще одна статья, по которой проходил Куксов, – п. «в» ч. 2 ст. 238 УК («Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья») оказалась недоказанной, в действиях подсудимого не нашли умысла.
Напомним, прокурор требовал приговорить Вячеслава Куксова к четырем годам условно с испытательным сроком в три года и выплатой штрафа в размере 60 тыс. рублей. Однако приговор суда оказался более мягким.
Во время судебного процесса Вячеслав Куксов признал свою ответственность лишь частично. Экс-руководитель техотдела признал, что люди действительно пострадали, но злого умысла в своих действиях не усмотрел и доказательств того, что к ЧП привели непосредственно его действия, − тоже.
По мнению прокурора, вина Куксова состояла в том, что именно он инициировал переход на новый хлорный реагент для очистки воды CTX200\GR, не получивший положительного заключения Роспотребнадзора. Как оказалось, реагент выделял опасные вещества. Куксов оправдывался, что новый химикат считался идентичным старому, и он не мог знать о его побочных действиях. По данным СМИ, главной причиной перехода на новый реагент стало то, что он значительно дешевле старого.
Еще один вопрос, который волновал многих, следящих за этим процессом, – выплаты компенсаций пострадавшим при отравлении. Судья постановила удовлетворить эти иски в рамках гражданского судопроизводства. Правда, суммы, которые получат потерпевшие, будут определяться судами, а не истцами. Сейчас размер компенсаций, которые заявляют люди, колеблется от 10 тыс. до 3 млн рублей. В совокупности сумма исков пострадавших на сегодня составляет около 10 млн рублей.
«В целом я удовлетворен приговором, − рассказал газете ВЗГЛЯД Артем Баконин − адвокат, представляющий интересы потерпевших. − Считаю большой победой, что через два года после случившегося дело все-таки дошло до обвинительного приговора. Хорошо, что были удовлетворены иски пострадавших. Теперь они точно должны получить компенсации. Их размер − это уже второй вопрос. Иски будут рассматриваться в рамках гражданского процесса, в каждом конкретном случае судьи будут назначать ту или иную сумму исходя из степени вреда здоровью и т.д.»
«Всего посетителями аквапарка было подано несколько десятков исков. А пострадавшими признаны почти двести человек. Не все дошли до конца суда, не все верили, что дойдет до приговора», − резюмировал Баконин.
Между тем бывший сотрудник аквапарка «Вотервиль» Андрей Щетинин считает, что виновен в отравлении вовсе не Вячеслав Куксов, а «целая группа лиц, начиная от директора аквапарка…»
Считаю большой победой, что через два года после случившегося дело все-таки дошло до обвинительного приговора
«Мне кажется, что из Вячеслава Куксова сделали козла отпущения, − признался Щетинин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – Изначально они собирались переложить вину на меня, говорили, что я неправильно эксплуатировал вентиляционные установки. Но потом экспертизы показали, что вентиляция там была ни при чем».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, примерно через месяц после массового отравления уволенный из «Вотервиля» техник вентиляционного оборудования Андрей Щетинин рассказал общественности, что «отравление хлором – это еще цветочки»: «Из-за плохой гидроизоляции бассейна вода с хлором, которая скапливается внизу, под кафельной плиткой, впитывается бетоном, в результате бетон постепенно разрушается. Если так и будет продолжаться, он может совсем обрушиться. На техническом этаже под бассейном все протекает. Люди ходили там в резиновых сапогах, выливая каждый день по 50 литров воды из ведер, подставленных под протечки», − рассказывал Щетинин два года назад.
Бывший работник «Вотервиля» показывал журналистам копию служебной записки, датированной еще ноябрем 2006 года, где говорилось о том, что «1) ремонт необходимо производить ОБЯЗАТЕЛЬНО; 2) ремонт нужно производить как можно СКОРЕЕ; 4) ремонт необходимо производить СРАЗУ НА ВСЕЙ ПЛОЩАДИ, С ПОЛНЫМ ЗАКРЫТИЕМ АКВАПАРКА…»
Администрация «Вотервиля» отреагировала на заявление Щетинина следующим образом: «Наш бывший сотрудник был уволен в связи с неоднократным нарушением своих должностных обязанностей. Отсюда у него, видимо, возникла обида... Что касается той служебной записки, то она действительно была... Однако после подачи записки была проведена экспертиза, показавшая, что устранить существующие недостатки можно и без полного закрытия аквапарка. И нужный ремонт был сделан в том же 2006 году».
Тогда же, два года назад, Щетинин обращался со своими предостережениями в прокуратуру: «Ответа мне не пришло, − признался Щетинин в среду. − Вроде бы собирались рассмотреть мое обращение в рамках существующего уголовного дела. Но было это сделано или нет – не знаю, мне об этом никто не сообщал».
Адвокат потерпевших Артем Баконин вину Вячеслава Куксова сомнению не подвергает: «Неправильно говорить, что Куксова сделали «козлом отпущения», «назначили стрелочником». Суд исследовал всю совокупность материалов. И пришел к выводу, что именно Куксов закупал опасный реагент и принимал решение об его использовании. Также неверно утверждение, что руководство аквапарка «вышло сухим из воды». Одно то, что Роспотребнадзор после отравления закрыл «Вотервиль» на 34 дня, принесло владельцам аквапарка очень ощутимые потери».
Напомним, массовое отравление в петербургском аквапарке «Вотервиль» произошло 26 марта 2008 года. Причиной тошноты, аллергии на коже и рези в глазах стала сильно перехлорированная вода. К врачебной помощи после посещения бассейнов прибегли более 200 человек. Подавляющее большинство из них – дети. Аквапарк продолжал работать в обычном режиме и продавать билеты посетителям еще в течение нескольких часов после отравления. И лишь когда в массовом порядке стали обращаться за медицинской помощью, деятельность парка водных развлечений была приостановлена. Прокуратура возбудила уголовное дело сразу по двум статьям: 236 УК РФ («Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовые отравления») и 238 («Проведение работ, не отвечающих требованиям безопасности»).