Схождение путей
Мы умудрились за последние годы застроить массу участков земли, где надо строить дороги
В пятницу стало известно, что власти Москвы решили создать специальную оперативную группу, которая будет заниматься обеспечением освобождения территорий, предназначенных для строительства объектов улично-дорожной сети города.
«Руководителем опергруппы назначен и. о. главы департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Александр Левченко», – сообщил источник РИА «Новости» в столичной администрации.
По его словам, в группу будут включены представители всех административных округов столицы, Москомархитектуры, ОАО «Москамстрой» и ГУ «Управление капитального строительства».
«В функции группы войдут досудебное рассмотрение конфликтных ситуаций и споров в случае поступления жалоб от правообладателей земельных участков и объектов капстроительства, а также обеспечение их взаимодействия с органами исполнительной власти столицы», – пояснил источник.
«Хорошо, что возглавит профессионал»
«Это благое начинание, сдвиг в хорошем направлении, – прокомментировал газете ВЗГЛЯД нововведение научный руководитель НИИ транспорта и дорожного строительства Михаил Блинкин. – Хорошо, что эту группу возглавит Левченко, профессиональный дорожник, который понимает, что и где надо строить.
Мы умудрились за последние годы застроить массу участков земли, где надо строить дороги, трамвайные пути, линии метрополитена. Освобождение этой земли – жутко конфликтная проблема, но само то, что этим решили заняться, – положительный факт», – порадовался эксперт.
Он затруднился спрогнозировать, в какой мере работа группы сможет решить транспортную проблему в городе: «Это вопрос во многом политической воли московского правительства. Когда приоритетным является объект торговой недвижимости, а люди могут стоять в пробке полдня, – это один вопрос. Если у московского правительства будут новые приоритеты, менеджерскую сторону дела господин Левченко Александр Николаевич осуществит хорошо.
То есть если установка московского правительства будет на то, что приоритетны интересы москвичей, а не очередной объект торговой недвижимости, если за этим будет стоять политическая воля руководства правительства, техническую сторону, правовую, административную сторону дела, конечно же, сумеют обеспечить».
По словам Михаила Блинкина, освобождение территорий вовсе не обязательно будет означать выплату компенсаций из бюджета. «У нас есть места, где застройщик поначалу выторговывал непонятным образом шесть метров от «красной линии» (условной границы, которая отделяет территорию магистралей, улиц, проездов и площадей от территорий, предназначенных под застройку – прим.), а затем еще восемь метров занимал в процессе строительства. В итоге строить там развязки стало попросту негде. Таких мест в Москве десятки.
В цивилизованных странах дом, построенный поперек дороги, сносят. В Москве во многих случаях при проверке просто выяснится, что человек залез на территорию, которая отводилась прежними планами под строительство транспортной инфраструктуры, и такой объект будет просто незаконен», – сказал эксперт.
«Не хочу никого пугать из нынешних владельцев недвижимости, но даже я могу наизусть назвать четыре десятка таких объектов, – продолжил он. – Сплошь и рядом в местах пересечения больших московских магистральных улиц на плане обозначена красной линией территория, где должны были построены двухуровневые развязки, но она занята торговыми комплексами. Кто об этом договорился поверх красных линий, сказать трудно. Если решили разобраться – слава Богу».
«Точка невозврата»
По мнению члена комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Марата Гельмана*, работы у этой оперативной группы будет немало. «По оценкам экспертов, около 10% того, что построено в центре города, придется сносить или перепрофилировать в стоянки, если мы хотим решить транспортную проблему», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
Он согласился с мнением научного руководителя НИИ транспорта и дорожного строительства, что ситуацию в столице осложняют многочисленные временные торговые точки на площадях развязок, построенные в нарушение закона. «Самая идиотская ситуация на Павелецкой, когда транспортные развязки сданы в аренду киоскам для торговли. У них есть свои интересы, они будут пытаться их защищать в ущерб нашим с вами.
Вообще, существует абсолютно ложная постановка вопроса: что проблема пробок – это проблема дорог. Это неправильно. У нас в Москве четыре центра соединены в одном: деловой, административный, центр элитного жилья и исторический центр. Разбить эти четыре центра, то есть, условно говоря, построить здания Государственной думы и администрации президента в другом месте, и проблема будет решена процентов на 30», – полагает эксперт.
Он также обратил внимание на то, что сейчас у коммерческих организаций есть много разрешений на строительство или снос, которые в скором времени могут быть отменены. «Огромное количество постановлений правительства Москвы закрыты. Сегодняшние чиновники даже не знают, что те или иные структуры имеют право строить или ломать на основании документов, подписанных непосредственно Лужковым.
Общественная палата выявила около 200 постановлений правительства Москвы, которые следует отменить. Пока не пришел новый мэр, те люди, у которых на руках эти постановления, пытаются пройти точку невозврата, чтобы нельзя было отменить эти решения», – предупредил Гельман.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом