Первое уголовное дело − о незаконных поборах − ведет Следственный комитет при прокуратуре (СКП) по Балтийскому флоту.
Денежными средствами заместители командиров частей распорядились по своему усмотрению
«Военным следственным управлением возбуждено уголовное дело в отношении заместителей командиров воинских частей по воспитательной работе Олега Силияна и Олега Щербинина, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения»), − говорится на сайте ведомства.
По версии следствия, подозреваемые на протяжении последних двух месяцев получили от сослуживцев в общей сложности свыше 400 тыс. рублей, которые были выплачены военнослужащим в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда гражданского персонала Вооруженных сил РФ». Изъятие денег Силиян и Щербинин объясняли служебной необходимостью.
«Денежными средствами заместители командиров частей распорядились по своему усмотрению», − отмечают в СКП.
В итоге один из подозреваемых был взят с поличным: «На днях при получении очередных 10 тысяч рублей от сослуживца Силиян был задержан сотрудниками правоохранительных органов. К этому времени более десяти военнослужащих в воинских званиях от матроса до капитана 2-го ранга уже отдали свои деньги злоумышленникам», − говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Отметим, что замешанные в подобных махинациях военнослужащие раньше объясняли свои действия тем, что размер их денежного довольствия очень невысок. Однако в последние годы в Вооруженные силы направляют все больше денежных средств, а коррупционные преступления, как неоднократно отмечали в военной прокуратуре, только участились. Так, в прошлом году 70% преступлений в армии было совершено офицерами.
«Деньги сами по себе не решат проблему воровства, взяточничества, безделья тех или иных начальников, в том числе в погонах, – пояснил газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы РФ, член комитета по обороне Михаил Ненашев. – Когда человек развращен уже тем, что он попал на должность не по заслугам, а за деньги, он продолжает мыслить в категориях «где же еще больше своровать, прибрать к рукам». Это отражение общей атмосферы, сложившейся в обществе, когда множатся примеры коррупционных преступлений, идут непонятные назначения, на взятках основываются многие процессы в экономике, управление государственными и местными органами. Хорошие зарплаты в такой ситуации уже не останавливают, возможность лишиться зарплаты не является тормозом».
По словам Ненашева, многие задержанные коррупционеры объясняют свои действия так: «почему кто-то ворует миллионами, а его награждают, а я присвоил на поставках несколько сотен тысяч рублей, и меня привлекают к ответственности?» Но такие объяснения, отметил Ненашев, являются не оправданием, а отягчающим обстоятельством.
Когда человек развращен уже тем, что он попал на должность за деньги, он продолжает мыслить в категориях «где же еще больше своровать
«Есть и вторая причина правонарушений в офицерской среде – малая степень ответственности за те или иные правонарушения, − отметил депутат. − Наш комитет подготовил ряд предложений по внесению изменений в законы и законодательные акты, в том числе и об увеличении ответственности военнослужащих за коррупционные преступления. В ближайшее время будут подготовлены соответствующие законопроекты. Другой вопрос, что эти законы должны исполняться, они ведь и сейчас достаточно строгие».
В пятницу стало известно еще об одном преступлении, в котором подозреваются армейские чиновники. О нем рассказала Генпрокуратура России.
«Военная прокуратура Уфимского гарнизона провела проверку соблюдения законодательства о сохранности бюджетных средств, в ходе которой выявлены факты нарушений, допущенные должностными лицами одной из воинских частей Приволжско-Уральского военного округа», – говорится в сообщении ведомства.
Следователями установлено, что в 2009 году командир воинской части полковник Александр Бояринов и начальник штаба подполковник Игорь Овсянников потребовали от подчиненных оформить фиктивные документы, на основании которых военнослужащим, проходящим службу по призыву, производились начисления как военнослужащим контрактной службы.
#{weapon}
«В течение года со 120 военнослужащими, проходящими службу по призыву, были якобы заключены контракты, но сведения на них в книги учета не вносились, а личные дела не оформлялись. При этом по указанию Бояринова искусственно завышались потребности воинской части в денежных выплатах контрактникам, изготавливались необходимые для начисления денежного довольствия и иных выплат фиктивные выписки из приказов, оформлялись соответствующие ведомости на выдачу денежных средств. Начальник штаба части получал их в кассе без каких-либо доверенностей от военнослужащих», − уточняют в генпрокуратуре.
В результате из федерального бюджета было похищено более 700 тыс. рублей.
Однако по требованию прокуроров 34 воинских должностных лица, виновных в нарушениях федерального законодательства, были привлечены к материальной ответственности. Материальный ущерб полностью возмещен.
В отношении Бояринова и Овсянникова возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 160 УК РФ («Растрата»).
По словам источников газеты ВЗГЛЯД в военном ведомстве, после того как многие воинские части в рамках военной реформы были переведены на контрактный принцип комплектования, и туда, соответственно, потекли бюджетные деньги, поборы стали распространенным явлением. В некоторых частях отстоявший очередь за зарплатой военнослужащий должен, не отходя от кассы, отдать часть денежного довольствия вышестоящему начальнику. Впрочем, такие явления местами отмечаются и среди призывников, денежное довольствие которых составляет порядка 500 рублей в месяц.
«Нам регулярно ставятся задачи – покрасить забор, сделать какой-то ремонт в казарме и т.д., – рассказал газете ВЗГЛЯД старший лейтенант, командир одного из подразделений подмосковной воинской части. – При этом денежные средства на краску и другие материалы не выделяются, и где мы их возьмем, никого не интересует. Приходится покупать на свои: скидываются офицеры и солдаты-срочники».
«Некоторые поддаются искушению поправить материальное положение за счет солдат. В подразделении десятки человек, с каждого по сто рублей – неплохая прибавка к зарплате. Но разумные командиры так не делают. Все равно посадят», – рассуждает другой офицер.