– Алексей Александрович, когда вы узнали о том, что станете членом Общественной палаты?
– Это было месяц назад, когда Дмитрий Анатольевич прислал письмо с предложением войти в состав ОП.
Многие люди, что работают в сфере медиа, более подготовлены к защите интересов общества, чем те, кто привык говорить об этом на кухнях
Когда президент год назад выступал со своим посланием Федеральному собранию, он говорил о расширении функций Общественной палаты, в том числе за счет более широкой экспертизы различного рода законопроектов. И в этом, в первую очередь, я вижу смысл своего пребывания в рядах общественников. Кроме того, мне кажется очень важным, что в состав этой структуры войдут такие серьезные эксперты, как Валерий Фадеев, Глеб Павловский, Алексей Пиманов, Максим Шевченко, Елена Лукьянова. ОП может более активно и содержательно работать в сфере общественной, гражданской экспертизы, и мне очень приятно, что я оказался в такой серьезной и конструктивной компании.
В дальнейшем расширять экспертизу законопроектов необходимо с учетом роста интереса граждан к сфере защиты их прав. Я полагаю, что люди, которые в ОП связаны и с экспертным сообществом, и с медиа, могут не только говорить на эту тему, но и содержательно решать проблемы.
– Как вы считаете, в дальнейшем роль Общественной палаты будет также увеличиваться?
– Мне кажется, что в будущем в нашей стране в первую очередь должна увеличиваться роль общества. А будет это сделано через Общественную палату, или через политические партии, или через другие институты – это покажет время. Лично я буду пытаться, чтобы ОП в полной мере выполняла эту функцию.
– Если вернуться к новому составы палаты, то многие СМИ, эксперты выражают некоторый скепсис к отдельным фигурам, например, к Тине Канделаки...
– А в чем проблема? Откуда такой снобизм по отношению к людям? Разве Тина Канделаки не гражданка нашей страны? Или у нас есть какие-то граждане, которые являются более достойными, чем другие? Для меня все граждане страны равны. Это странное, «через губу», отношение к людям: мол, этот – телеведущий, а этот – пикейный жилет и т.д. – идет от небольшого ума. Важно отметить, что сегодня многие люди, которые работают в сфере медиа, более подготовлены к защите интересов общества, чем те люди, которые привыкли профессионально об этом говорить на кухнях. Многие так называемые «профессиональные правозащитники» на самом деле оказываются несостоятельными в сфере реальной защиты интересов граждан.
– Среди тех, кто был в ОП ранее, но не вошел в ее новый состав, были ли те, кто лично вам идейно близок? Жалеете о том, что они не сохранили свои места?
– Я в первую очередь ориентируюсь на тех профессиональных экспертов, с которыми мне интересно работать: это Дмитрий Бадовский, Алексей Чадаев, Валерий Тишков, Вячеслав Глазычев. Может быть, они войдут в Палату от общественных организаций – здесь я не могу ничего прогнозировать. Дело в том, что наш состав ОП в принципе будет действовать с момента первого заседания, которое состоится в конце января следующего года. Сейчас мы будем заниматься исключительно подготовкой рабочих групп Палаты для того, чтобы общественные организации – и региональные, и общероссийские – готовили свои предложения по кандидатам в оставшиеся две трети Палаты. Сделать это надо быстро, учесть совершенно разные интересы. Очень важно, чтобы в состав ОП вошли люди, которые по-разному настроены по отношению к общественным процессам в нашей стране. Главное, чтобы они были неравнодушными и хотели изменить ситуацию к лучшему.