«Поставка гидроагрегатов для Саяно-Шушенской ГЭС началась более 30 лет назад. Блок № 1 и блок № 2 станции были введены в эксплуатацию в 1978-м и 1979 году соответственно, – рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Мария Алеева, начальник управления по связям с общественностью ОАО «Силовые машины», один из заводов которого и занимался изготовлением турбин для ГЭС, на которой произошла авария. – По данным технических специалистов ОАО «Силовые машины», 1-й гидроагрегат уже выработал свой ресурс и требует замены».
30-летний «срок годности» второй турбины, на которой и произошла авария, был на исходе
По данным Wikipedia, 1-й гидроагрегат Саяно-Шушенской ГЭС был поставлен под промышленную нагрузку 18 декабря 1978 года, а турбина № 2, на которой и произошел прорыв, была сдана в эксплуатацию спустя менее чем через год, 5 ноября 1979 года. Таким образом, резонно предположить, что 30-летний «срок годности» второй турбины, на которой и произошла авария, также был на исходе.
Напомним, что утром во вторник бывший генеральный директор Саяно-Шушенской ГЭС, на которой накануне произошла авария, унесшая жизни 12 человек, Александр Толошинов заявил, что причиной трагедии, скорее всего, был срыв крышки турбины в машинном зале.
Толошинов заметил, что это мог быть скрытый заводской дефект турбины, который проявился через 30 лет. По его словам, согласно показаниям датчиков на оборудовании, турбина была исправна, и постепенных изменений в ней не наблюдалось.
Но по словам Марии Алеевой, срок эксплуатации гидрооборудования во многом зависит от условий эксплуатации, постоянного контроля за техническим состоянием и проведения своевременных плановых и планово-предупредительных ремонтов.
Тем не менее, «начиная с 1993 года, специалисты ОАО «Силовые машины» к эксплуатации и ремонту гидрооборудования на станции не привлекались, – подчеркнула пресс-атташе производственного концерна». В то же время она отметила, что «говорить о какой-либо версии причин аварии до окончания расследования в настоящее время преждевременно и безответственно».
«Специалисты ОАО «Силовые машины» сегодня приступают к работе на станции для участия в работе в составе комиссии по расследованию причин аварии», – добавила Алеева.
По данным пресс-атташе, изготовителями основного гидрооборудования для десяти энергоблоков мощностью 640 МВт каждый, были Ленинградский металлический завод, который изготовил и поставил гидравлические турбины, и Электросила – производитель генераторов. В настоящий момент эти предприятия входят в состав ОАО «Силовые машины».
Отвечая на вопрос, могла ли произойти авария из-за исчерпанности ресурса оборудования, Евгений Друзяко, официальный представитель компании РусГидро, которая занимается, в том числе, и эксплуатацией Саяно-Шушенской ГЭС, заявил газете ВЗГЛЯД: «Говорить о том, привел ли к аварии тот или иной фактор до того, как начала расследование специальная комиссия, безосновательно и преждевременно. Такие выводы могут быть сделаны только на основании выводов входящих в нее экспертов РусГидро, проектного института, а также представителя завода-изготовителя».
В то же время представитель РусГидро подтвердил, что эпицентром разрушений был второй гидроагрегат (турбина), который в результате прорыва был разрушен полностью, а его деталями и прибывшей водой были повреждены еще две турбины, а также разрушена кровля машинного зала.
Напомним, до сих пор исполняющий обязанности руководителя эксплуатирующей компании «РусГидро» Василий Зубакин утверждал, что единственным источником аварии являлся гидроудар. Причины происхождения самого гидроудара пока выясняются. «Несколько версий рассматриваются. Все они носят техногенный характер», – подчеркивал Зубакин.
На этой версии в РусГидро настаивали даже после того, как накануне Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ озвучил совсем иную версию.
«17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей, в 35 километрах от города Саяногорск Республики Хакасия, в ходе ремонта одного из гидроагрегатов в машинном зале произошел взрыв масляного трансформатора», – говорилось в отчете, вывешенном на сайте ведомства.
Начиная с 1993 года, специалисты ОАО «Силовые машины» к эксплуатации и ремонту гидрооборудования на станции не привлекались
По факту ЧП следственным управлением СКП РФ по Республике Хакасия было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ («нарушение правил охраны труда»).
СКП по Хакасии продолжает выяснять причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Для расследования ЧП создана опергруппа, в которую вошли 12 следователей и криминалистов местного управления Следственного комитета. Практическую помощь им будут оказывать оперативники из Новосибирска, а также московские специалисты Госгортехнадзора РФ с опытом работы при авариях на гидросооружениях.
«Эксперты уже осмотрели место происшествия, изъяли части деталей и металлические обломки от генераторных турбин, четыре регистратора видеонаблюдения, журнал начальника дежурной смены, распечатки АСУТП (аналог черных ящиков). Следователи сняли показания сейсмостанции в поселке Черемушки, допрашиваются очевидцы происшествия», – говорится в сообщении на сайте СКП.
Как писала газета ВЗГЛЯД, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, одной из крупнейших подобных станций в мире, расположенной на сибирской реке Енисей, произошла утром в понедельник.
Согласно отчету генерирующей компании РусГидро, оказавшемуся в распоряжении газеты ВЗГЛЯД, сильнейший толчок произошел в 4.15 по московскому времени. В результате произошло разрушение двух гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС и частичное разрушение здания машинного зала. Сильные повреждения также получили 7-й и 9-й гидроагрегаты.
В результате, по последним данным, погибли 12 человек. Тела 11 погибших уже опознаны родственниками. Еще 11 человек с повреждениями различной степени тяжести находятся в больнице.
Во вторник утром в генерирующей компании РусГидро заявили, что шансы найти людей живыми практически сведены к нулю. «Обнаружение живых людей в зоне затопления маловероятно, мы продолжаем поиски», – сказал Василий Зубакин.
Отвечая на тот же вопрос, есть ли шансы выжить у людей, которые могут находиться внутри затопленного водой машинного зала, Александр Толошинов ответил, что есть, но действительно небольшие.
«Если человек оказался в воздушном пузыре и не в воде, то есть. Если люди в воде, а температура там плюс четыре градуса, то шансов практически нет», – подчеркнул он. По его словам, уровень воды в разрушенном помещении достигает 20 метров в глубину.