На совещании о мерах по снижению потребления алкоголя, которого с нетерпением ждали представители Минздрава и алкогольного рынка, Дмитрий Медведев обрисовал ситуацию с алкоголизацией населения России как катастрофическую.
Алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия
«Если говорить откровенно, алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия», – приводит его слова РИА «Новости».
«За последние годы был уже предпринят ряд мер: ужесточены условия производства и оборота алкогольной продукции, ограничена достаточно серьезно реклама спиртного, более строгим стало наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, но о качественных изменениях говорить пока не приходится, – посетовал Медведев. – Если говорить откровенно, я думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится, ничего не помогло», – резюмировал он.
Глава государства привел данные Минздравсоцразвития: в России на каждого человека, включая младенцев, сегодня приходится около 18 литров чистого алкоголя в год. «Сами можете пересчитать это в количество бутылок водки. Дух захватывает!», – обратился Медведев к участникам совещания, подчеркнув, что эти цифры более чем в два раза превышают уровень, определенный Всемирной организацией здравоохранения как опасный для жизни.
Президент убежден, что проблема потребления алкоголя в России особенно остро стоит в молодежной среде. Поэтому Дмитрий Медведев полагает, что меры по снижению потребления алкоголя прежде всего нужно реализовывать в этой возрастной группе: «Первое, что мы должны сделать, – это остановить рост потребления алкоголя среди молодых людей, – сказал он. – Привычка пить по поводу и без повода может привести к тяжелой алкогольной зависимости в достаточно короткий срок», – отметил президент.
Ссылаясь на данные экспертов, Медведев сообщил, что среди подростков растет потребление слабоалкогольных напитков и пива: «По данным, которыми мы располагаем, ежедневно или через день такие напитки пьют треть юношей и почти 20% девушек», – отметил он и добавил, что именно поэтому считает необходимым «навести порядок в работе розничных сетей и торговых точек и ужесточить ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним. Продажа алкоголя несовершеннолетним недопустима», – цитирует главу государства «Интерфакс».
«Сейчас в России запрещена продажа алкоголя лицам младше 18 лет, как, собственно, всегда и было. Но не секрет, что это требование часто игнорируется, чего не было в советские времена», – напомнил президент.
Конкретные меры, которые ранее предлагались, Медведев считает неоднозначными и полагает, что они требуют обсуждения.
«Все чаще звучат предложения об изменении подхода к регулированию производства и оборота пива и так называемых слабоалкогольных напитков, и предлагается распространить на них общие принципы регулирования и те же ограничения, которые применяются в отношении крепких напитков», – сказал на совещании президент. Но, по его словам, «это может повлечь за собой различные последствия, их необходимо нам будет просчитать, но действенное решение в этой сфере принимать надо»
Это, отметил глава государства, касается запрета на продажу спиртных напитков вблизи школ, досуговых центров, спортивных сооружений, а также требований к торговым помещениям, где может продаваться алкоголь.
С тем, что принимаемые меры должны быть взвешенными и учитывать возможные последствия, согласны и представители другой стороны – производители алкоголя.
«Алкоголизация – страшная беда, и алкогольный бизнес это прекрасно понимает. Другое дело, что мы выступаем за разумный подход в решении этой проблемы. Бездумное повышение цен – это тупиковый путь, который лишь подстегнет нелегальный алкогольный рынок и приведет к росту потребления суррогата», – заверил газету ВЗГЛЯД директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз.
Он также уверен, что первым делом в России необходимо установить запреты на отпуск спиртного по возрасту, полу и времени суток, правда, полагает, что основной удар приходится не на подростков, а на представительниц слабого пола. «В силу того, что мужское население сокращается, от алкогольной зависимости страдает все больше женщин, – говорит Вадим Дробиз. – Громкими заявлениями о самых жестких мерах уже никого не удивить. А вот добиться соблюдения даже элементарных ограничений в России очень сложно. Несколько лет назад в стране был принят закон о запрете употребления пива в общественных местах, однако пиво как пили на улицах, так и пьют», – напомнил он.
К тому же Дробиз полагает, что главный аспект проблемы алкоголизации населения – социальный: «На протяжении последних 300 лет Россия пила очень много, и беда в том, что все это время 90% населения с трудом сводили концы с концами. Необходимо заинтересовать молодежь, предоставив подрастающему поколению возможность получить образование, нормальную работу и впоследствии обеспечить людей жильем», – заключил глава исследовательского центра.
Среди предложений, которые необходимо серьезно рассмотреть, Дмитрий Медведев отметил и ограничение на рекламу спиртных напитков. «Я считаю эти предложения очень серьезными. Они требуют тщательного анализа, достаточно подробного обсуждения», – подчеркнул глава государства.
Если говорить откровенно, я думаю, что вообще ни о каких изменениях говорить не приходится, ничего не помогло
Как писала газета ВГЛЯД, депутат от партии «Справедливая Россия» и практикующий врач Антон Беляков уже подал на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект о полном запрете рекламы пива на телевидении и радио, а также об увеличении площади объявления о вреде напитка в печатных СМИ до 30%. Соответствующие изменения автор законопроекта предлагает внести в ст. 22 Федерального закона «О рекламе». В случае успешной реализации этого проекта он не исключил, что ограничения могут коснуться и крепкого алкоголя. Причем противников законопроекта он заклеймил сразу: «Возражения очень надуманные. Говорят, что это приведет к сокращению рабочих мест, уменьшит поступление налогов в бюджет, приведет к разорению каких-то СМИ. Я на эти аргументы отвечаю просто. Хотите иметь огромный бюджет? Давайте всей страной производить наркотики. Алкоголь, по ущербу, который он наносит населению, – такой же наркотик. Давайте не будем создавать благоприятные условия для его развития в стране. Может, мы потеряем прибыль, но здоровье важнее», – сказал Антон Беляков в интервью газете ВЗГЛЯД.
На совещании в среду Дмитрий Медведев особо отметил, что считает важным введение профилактических мер по предотвращению распространения алкоголизма в России, а для этого использовать передовой опыт зарубежных стран.
«Жизнь уже доказала, что одними административными запретами проблему (пьянства) не решить, и самое пристальное внимание должно уделяться профилактике алкоголизма, прежде всего в молодежной среде, – сказал Медведев. – Делать это нужно на новом, на современном уровне с использованием всех возможностей системы образования и средств массовой информации, учитывая психологию и интересы молодых людей, нового поколения, то есть работать без набивших оскомину шаблонов, привлекая к такой работе различные общественные организации», – приводит слова главы государства ИТАР-ТАСС.
При этом Медведев решительно отмел стереотип о том, что пьянство заложено в российском менталитете. «Пьянство – это вековая проблема, и в короткие сроки ее не решить», – признал он, однако заметил, что этот путь проходили многие зарубежные страны: «И сколько бы у нас ни говорили разных вещей, что у нас это заложено в стереотипы поведения, что бороться в России с этим (пьянством) практически невозможно, нужно признать, что эти страны были в этих вопросах достаточно успешны», – резюмировал президент.
В ответ министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова призвала уже в этом году подготовить концепцию государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактики алкоголизма среди населения России.
«Как мы ни относились к антиалкогольной кампании, какие бы организационные ошибки ни совершали, кампания в 1980-х годах привела к серьезному сокращению смертности и за пять лет позволила сохранить жизнь одного миллиона человек», – напомнила министр.
Кстати, большинство россиян с ней абсолютно согласны. Как показали озвученные накануне результаты опроса, проведенного ВЦИОМ, 65% респондентов поддерживают идею новой антиалкогольной кампании.
Среди сторонников антиалкогольной кампании больше всего женщин. «В частности, инициативу поддерживают 71% россиянок, среди мужчин за борьбу с алкоголизмом выступают 57%. Треть россиян (32%) и почти каждая пятая россиянка (18%) против антиалкогольной кампании в своем государстве», – сообщается на сайте исследовательского центра.
Основными мерами борьбы с пьянством респонденты называют запрет на продажу алкоголя молодежи до 21 года (63%), запрет рекламы любого вида алкоголя (57%) и пропаганду здорового, трезвого образа жизни (47%). И только 3% опрошенных считают, что государство вообще не должно предпринимать какие-либо меры.
Татьяна Голикова также полагает, что подход должен быть комплексным. «В концепции должны быть перекорпорированы не только медицинская, но и социальная, налоговая и другие составляющие», – заявила она.
Озвучила она и некоторые конкретные меры, которые планирует провести Минздравсоцразвития: «Мы намерены создать более 500 центров здоровья в регионах, соглашения о чем подписаны практически со всеми субъектами Федерации. Мы официально запускаем их в сентябре этого года», – сказала Голикова.