Президент РФ Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять все необходимые меры по обнаружению и, в случае необходимости, освобождению пропавшего сухогруза Arctic Sea с российским экипажем на борту, сообщает сайт главы государства.
К поиску привлечены корабли и суда ВМФ России, находящиеся в Атлантике, задействованы все средства обнаружения, включая космические
Военные практически сразу же отчитались, какие силы и средства направлены на выполнение задачи.
«В настоящее время к поиску привлечены корабли и суда ВМФ России, находящиеся в Атлантике, задействованы все средства обнаружения, включая космические. Основная задача возложена на сторожевой корабль «Ладный» Черноморского флота, который 12 августа прошел пролив Гибралтар и следует установленным курсом», – цитирует РИА «Новости» заявление пресс-службы ведомства.
Также, как сообщает ИТАР-ТАСС, на поиски пропавшего судна направлены две российские атомные подлодки.
В Главкомате ВМФ подчеркнули, что судно может находиться где угодно, и российские корабли не будут ограничиваться одним районом поиска.
«Мы знаем об информации ряда СМИ, согласно которой Arctic Sea может находиться у берегов Западной Африки. В этой связи могу сказать, что у нас на настоящий момент нет конкретных данных о местонахождении судна», – заявил главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Высоцкий.
«Полагаться на вышеуказанную информацию зарубежных СМИ мы не можем: Arctic Sea может находиться в совершенно другом месте. Поэтому район поисков нами не ограничивается африканским побережьем», – пояснил он.
Накануне в Минобороны сообщили, что отряд кораблей Черноморского флота, направляющийся к месту проведения учений «Запад-2009», будет отслеживать ситуацию, связанную с исчезновением судна, сообщает «Интерфакс». В среду ведомство получило задачу принять более действенные меры по спасению российских моряков.
В среду же береговая охрана Великобритании сообщила, что «Интерпол» предупредил страны – члены этой организации о том, что Arctic Sea захвачен морскими пиратами.
Проблема, однако, в том, что последний визуальный контакт с сухогрузом произошел 2 августа, когда его видел пилот португальского самолета, осуществлявший патрулирование района Атлантического океана на широте города Порту. Напомним, сухогруз перестал выходить на связь и исчез с радаров 28 июля, а 4 августа не прибыл в порт назначения рейса.
Экипаж сухогруза состоит из 15 человек, все они россияне. Судно выполняло рейс из финского порта Якобстад в алжирский Бейджайя с грузом леса.
Сухогруз был построен в 1991 году, сейчас ходит под флагом Мальты, принадлежит финской компании Solchart.
За несколько дней до пропажи судна оно уже подвергалось нападению. 24 июля – во время прохода в Балтийском море между островами Эланд и Готланд – на судно напали пираты. Люди, подплывшие на надувной лодке, представились на ломаном английском как полицейские офицеры, занимающиеся борьбой с наркотрафиком. Восемь «силовиков» находились на борту с обыском 12 часов. Они связали команду, выбив одному из моряков зубы.
В результате нападения было повреждено телекоммуникационное оборудование судна; видимо, из-за этого сообщение о нападении поступило шведским властям с запозданием.
Хронологически картина выглядит следующим образом. 29 июля судно прошло Ла-Манш, в тот день был зафиксирован радиообмен с английской береговой охраной. 30 июля поступил последний сигнал AIS (система позиционирования), судно находилось в западной части Бискайского залива.
31 июля судовладелец заявляет шведским властям, что 24 июля у берегов Швеции на судно было совершено нападение. Почему это было сделано спустя столько времени, не сообщается.
Специалисты сходятся в одном: версия о том, что имело место обычное нападение пиратов, представляется маловероятной
По словам судовладельца, последний сеанс связи у него с судном был 1 августа. Тем не менее больше недели после этого он уверял, что ситуация под контролем, и только 11 августа обратился за помощью к властям.
Во вторник главный редактор издания «Морской Бюллетень – Совфрахт» Михаил Войтенко предположил, что Arctic Sea мог быть потоплен в ходе нападения.
«Сухогруз могли потопить те, кто напал на судно. Я очень этого боюсь, но такой версии нельзя исключать, – заявил он. – Это одна из версий. Другая состоит в том, что неизвестные сняли нужный им груз с борта сухогруза и скрылись, а экипаж вместе с судном бросили на произвол судьбы», – уточнил он.
Не исключено также, что похитители ведут судно с экипажем в какое-то место.
По мнению экспертов из «Совфрахта», не исключена еще одна версия: по согласию с капитаном сухогруз похитили кредиторы судовладельца, и оно может позднее появиться арестованным в каком-нибудь порту.
Лондонская газета The Sun в среду написала, что сухогруз может уже находиться на рейде или даже в одном из портов западной Африки, вероятнее всего, напротив Западной Сахары.
Специалисты сходятся в одном: версия о том, что имело место обычное нападение пиратов, представляется маловероятной
«Иных предположений, кроме наличия на борту какого-то таинственного груза, не было и нет», – говорит Михаил Войтенко.
«Нам остается только одно – считать, что судно задействовали в перевозке очень ценных или опасных материалов, причем некая третья сторона, похитившая судно, была полна решимости любой ценой не допустить того, чтобы груз попал получателю», – предположил он.
Михаил Войтенко также сообщил, что известен список членов экипажа: «В экипаже 15 человек, и все они из Архангельска. Капитан Сергей Зарецкий. Я нахожусь в прямом контакте с родственниками членов экипажа», – уточнил он.