Общество

9 июля 2009, 20:08

Ленинградский вокзал передумали переименовывать

Фото: ИТАР-ТАСС

В четверг по новостным агентствам прошло сообщение о том, что глава РЖД Владимир Якунин подписал указ о переименовании Ленинградского вокзала, который отныне должен именоваться Николаевским. Более того, по словам Якунина, в скором времени переименованы будут и другие столичные вокзалы. Однако буквально через несколько часов пресс-служба РЖД эту информацию опровергла, сославшись на то, что окончательного решения еще не принято. Эксперты рассказали газете ВЗГЛЯД, чем могла бы грозить подобная инициатива.

«Нас благодарят и поздравляют»

Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве едва не сменил название. Первые сообщения об этом появились в середине дня четверга. Как гласили сводки информагентств, по приказу президента РЖД Владимира Якунина отныне вокзал должен именоваться Николаевским.

Император активно интересовался строительством этого вокзала, это его детище. И я считаю, что возвращение названия справедливо

«Якунин подписал соответствующий приказ в минувшую среду, – сообщил в четверг советник президента РЖД Александр Пирков, передает «Интерфакс». – Теперь Ленинградскому вокзалу возвращено его историческое название».

Сообщалось, что переименование коснется не только вывески, но и внешнего вида вокзала в целом. «Переименование Ленинградского вокзала в Николаевский будет означать не только смену вывески, но и возвращение исторического облика этому железнодорожному комплексу», – приводил «Интерфакс» слова источника, знакомого с деталями проекта. По его словам, «после строительства Николаевского вокзала на нем не было установлено никаких монументальных сооружений». При этом источник не уточнил, коснутся ли планируемые изменения памятника основателю Советского государства Владимиру Ленину и будет ли он демонтирован.

Несколько позже официальные представители РЖД информацию об изменениях внешнего облика вокзала подтвердили.

«Программой мер по благоустройству Ленинградского и Ярославского железнодорожных вокзалов предусмотрено приведение по согласованию с органами охраны памятников истории и культуры интерьера и экстерьера зданий вокзалов в соответствие с историческим обликом», – заявил газете ВЗГЛЯД руководитель пресс-службы РЖД Дмитрий Перцев.

Решение о переименовании вокзала в пресс-службе объяснили тем, что Николай I многое сделал для российских железных дорог.

«Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала. Обоснованность такого решения подтверждена заключением Института российской истории РАН и поддержана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы».

Более того, глава РЖД заявил, что работа по изменению названий будет продолжена. По его словам, переименованный Ленинградский вокзал – «не единственный».

«По всей видимости, мы будем такую работу проводить», – отметил Якунин в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

По его словам, решение «лежит в рамках той политики, которая проводится сегодня РЖД: историзм и преемственность». «Никакой вакханалии, мы просто считаем, что это правильно делать. Более того, я сегодня получил по sms несколько откликов людей, которые нас благодарят за это решение и поздравляют», – подчеркнул Якунин.

«Это просто чрезвычайное происшествие»

Сообщения о переименовании вокзала вызвали бурную реакцию, в частности в КПРФ.

«Это не меньше, чем идеологическая провокация, нацеленная на разжигание политической конфронтации. Убежден, что в народе это новое название этого старейшего столичного вокзала вообще не будет воспринято», – заявил первый зампред ЦК КПРФ, вице-спикер Госдумы Иван Мельников.

По его словам, Владимир Якунин, издавший соответствующий приказ, не вправе был делать этого, не узнав мнения большинства россиян.

«Если бы я не узнал, что подписан соответствующий приказ главы РЖД, я бы решил, что это шутка, но раз подписан приказ, то это просто чрезвычайное происшествие. Руководство РЖД даже не сочло нужным как-то подготовить общество, я уж не говорю о том, чтобы узнать мнение людей, провести хоть какую-то общественную дискуссию по этому поводу», – подчеркнул Мельников.

Он также заявил, что российские коммунисты немедленно потребуют аннулирования этого приказа: «КПРФ с сегодняшнего же дня начнет борьбу за то, чтобы этот приказ был отменен. Зная настроения людей, думаю, мы вполне можем этого добиться», – убежден Мельников.

Мнения историков-москвоведов, лингвистов и архитекторов по поводу переименования разделились.

«Я считаю, что это не только бардак, но еще и чрезвычайно дорогостоящая процедура, – рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД известный московский краевед Александр Можаев. – Вокзал – это настолько ключевая вещь, что, возможно, через некоторое время приезжие будут путаться и бегать одни в поисках Ленинградского, а другие в поисках Николаевского вокзалов. Особенно вызывает опасение тот факт, что руководство РЖД подает это дорогостоящее переименование под соусом восстановления исторической справедливости. Намного разумнее было бы пустить эти деньги на восстановление зданий первой очереди Николаевской железной дороги постройки XIX века, которые сегодня повсеместно сносятся. Название названием, а настоящая история именно там».

«Этот случай является лишь одним из звеньев длинной цепи переименований, как, например, недавнее переименование Большой Коммунистической улицы в улицу Солженицына, переименование Ленинграда в Санкт-Петербург после падения Советского Союза, а также планов по переименованию Кирова и Краснодара, – рассказал газете ВЗГЛЯД историк Алексей Сахнин. – Интересно, что в качестве нового выбрано не географическое название, а идеологическое, отсылающее к определенным мировоззренческим концептам. Весьма показательно, что во всех подобных случаях решения принимаются кулуарно, за закрытыми дверями.

Учитывая откровенно идеологическую подоплеку изменений, это больше походит на холодную гражданскую войну, которую должностные лица ведут, в частности, против демократии. Ведь решения принимаются за спиной людей, их мнения никто не спрашивает. Вопросы не выносятся на референдумы даже в случаях, когда большинство жителей явно против, как в том, что касается переименования Краснодара.

Я считаю, что это не только бардак, но еще и чрезвычайно дорогостоящая процедура

Вместо того чтобы решать реальные проблемы, которых сейчас немало, руководство занимается проблемами символическими, да и тут, надо сказать, не столько их решает, сколько усугубляет».

В то же время лингвисты напоминают, что вне зависимости от того, что означают те или иные символы, привыкнуть к «новому старому» названию многим будет непросто.

«У любого переименования есть и неидеологическое свойство: оно убирает что-то знакомое, устоявшееся и заменяет чем-то незнакомым (даже в этом случае возвращения названия, которое использовалось когда-то раньше). Вопрос – оправданы ли эти неудобства. Николаевский лично для меня сейчас не является значимым названием, но это, скорее, эмоциональная реакция на переименование, – рассказал газете ВЗГЛЯД профессор, директор Института лингвистики Максим Кронгауз. – В последнее время в результате всех этих переименований у нас столько всего намешано: Ленинград стал Санкт-Петербургом, Ленинградская область сохранила название, в Москве до сих пор были Ленинградский вокзал и Ленинградское шоссе – то есть это были слои разных времен, отсылающие к разным эпохам.

Глава РЖД Владимир Якунин по каким-то причинам передумал переименовывать Ленинградский вокзал

Современным москвичам придется привыкать к этому. Сколько на это уйдет времени – вопрос сложный. Кто-то привыкает к этому всю жизни и может так и не привыкнуть. А для многих людей сохранится старое название, они так и не перейдут на новое. Если мы говорим об улицах, нам приходится ускорять процесс – чтобы, например, спросить дорогу и сослаться на какую-то табличку. В случае с вокзалом переход будет довольно долгим, и, скорее всего, он начнется не с москвичей».

Впрочем, не все воспринимают идею Якунина в штыки.

«Мне кажется, это вполне нормальное переименование, потому что вокзал с 1851 года до революции так и назывался – Николаевским, – заверил газету ВЗГЛЯД историк-москвовед и архитектор Леонид Вайнтрауб. – Сейчас нет города Ленинграда, от прежнего названия осталось только наименование области. И вокзал никакого отношения к направлению уже не имеет. Дорога, кстати, тоже называлась Николаевской.

Я не вижу никакой идеологической подоплеки в этом. Это вполне нормально и укладывается в рамки волны исторического переименования. Вокзал был построен во время царствования Николая Павловича. Император активно интересовался строительством этого вокзала, это его детище. И я считаю, что возвращение названия справедливо. Оно может вызвать социальные недовольства у некоторых людей. Но коммунисты возмущались и переименованием города в Санкт-Петербург. Они же не называют родину Ленина Симбирском, называют Ульяновском, этого сохранения названия мне кажется вполне достаточно.

Кстати, прежде чем переименовали вокзал, появился новый скорый поезд «Николаевский экспресс», который ходит между Москвой и Санкт-Петербургом, он сделан в стиле старой дореволюционной железной дороги, даже у проводников специфическая форма», – напомнил эксперт.

Полный назад

Случайно или нет, но ближе к вечеру пресс-служба РЖД официально наличие решения о переименовании вокзала опровергла.

«Пресс-служба ОАО «РЖД» официально заявляет, что решение о возвращении Ленинградскому железнодорожному вокзалу Москвы исторического названия – Николаевский – не принято», – говорится в коммюнике пресс-службы компании, которое приводит «Интерфакс».

«Пресс-служба сообщает о том, что данный вопрос действительно обсуждается. В частности, в компанию поступило обращение с таким предложением от общественного фонда «Возвращение», в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства. Возможность переименования рассмотрена Институтом российской истории РАН, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и Департаментом транспорта и связи Москвы», – отмечается в сообщении.

Указ о сооружении железной дороги между Петербургом и Москвой был подписан императором Николаем I 1 февраля 1842 года. Работы по проектированию и строительству возглавили инженеры путей сообщения П. Мельников, ставший впоследствии первым министром путей сообщения, и H. Крафт. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13-го – по старому стилю) ноября 1851 года.

Вокзал является самым старым в Москве. Он был построен в 1849 году и получил название Петербургский. Первый рабочий поезд прибыл из Санкт-Петербурга в Москву 3 августа 1851 года. Регулярное движение по первой российской магистрали было открыто 1 ноября 1851 года.

В 1855 году, после смерти императора Николая I, Петербургско-московская железная дорога стала именоваться Николаевской, соответственно, и вокзал в Москве назвали Николаевским.

В феврале 1923 года приказом народного комиссара Феликса Дзержинского Николаевская дорога была переименована в Октябрьскую, такое же имя получил и вокзал. А через год в связи с переименованием Северной столицы вокзал стал называться Ленинградским.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?