«Образно говоря, прямо с военного парада 9 мая эта элитная дивизия ушла в историю. Сейчас ликвидация частей соединения идет полным ходом, с тем чтобы к 1 июня, началу летнего периода обучения, были сформированы две бригады», – сказал в интервью «Интерфаксу» собеседник в Министерстве обороны (МО).
Прямо с военного парада 9 мая эта элитная дивизия ушла в историю
О предстоящем расформировании Таманской дивизии МО сообщило еще в октябре прошлого года. Тогда же было объявлено, что следом за Таманской расформируют не менее именитую Кантемировскую дивизию. Роспуск соединений проводится в рамках перевода сухопутных войск РФ с дивизионного на бригадный принцип комплектования.
Одна из вновь сформированных на базе частей и подразделений Таманской дивизии бригад будет мотострелковой. Ее создадут на базе подразделений, оснащенных бронетранспортерами БТР-80 и БТР-90.
Как называть вторую, оснащенную боевыми машинами пехоты БМП-3, совершенно непонятно: в иностранных армиях такие части называют «легкими», или «механизированными», дабы отличить их от «тяжелых» – «танковых».
В составе обеих частей будут танковые батальоны, оснащенные современными машинами Т-90. Кстати, недостающую для полного укомплектования технику, по сведениям газеты ВЗГЛЯД, изымают из внутренних округов. По имеющимся на сегодня данным, дислокация бригад не изменится.
2-я гвардейская мотострелковая Таманская ордена Октябрьской Революции Краснознаменная ордена Суворова дивизия имени М. И. Калинина была сформирована летом 1940 года в Харькове и изначально носила наименование 127-й стрелковой. На ее счету Смоленское сражение 1941 года, Орловско-Брянская оборонительная операция, бои под Курском, битва за Кавказ, Новороссийско-Таманская, Керченско-Эльтигенская, Крымская, Белорусская, Прибалтийская и Восточно-Прусская операции во время Великой Отечественной войны.
Одна из воинских частей дивизии, 1-й гвардейский танковый полк (во время войны – 4-я танковая бригада), награждена шестью боевыми орденами. Такое количество боевых наград во время Второй мировой не получало ни одно воинское формирование.
Вопрос о том, каким частям достанутся почетные наименования, награды и воинские регалии расформированного соединения, пока не решен
Бойцы Таманской дивизии воевали в составе Западного, Резервного, Брянского, Юго-Западного, Южного, Северо-Кавказского, Закавказского, 1-го Прибалтийского, 3-го Белорусского фронтов, а также в Приморской армии.
Наименования «Таманская» дивизия удостоилась в октябре 1943 года за освобождение Таманского полуострова.
Подразделения дивизии участвовали в военных парадах на Красной площади с 1946 года.
Один из полков с декабря 1999-го по май 2000 года участвовал в контртеррористической операции в Чечне в составе Объединенной группировки федеральных сил на Северном Кавказе.
Таманская дивизия всегда использовалась для различных экспериментов, одной из первых получала новейшие образцы техники и вооружений.
Как утверждают военные, эта роль сохранится и за новыми формированиями. Вероятно, вооружение одной из бригад полностью боевыми машинами пехоты и является обкаткой новых идей. Напомним, что бронетранспортеры представляют собой в первую очередь средство доставки пехоты к полю боя, и лишь во вторую – средство ее огневой поддержки. Но в случае с БМП приоритеты меняются. В первую очередь это средство огневой поддержки, функции защищенного транспорта тут вторичны. Прежде в составе Российской армии соединений такого уровня, полностью вооруженных БМП, не существовало.
Вопрос о том, каким частям достанутся почетные наименования, награды и воинские регалии расформированного соединения, пока не решен. Будет чрезвычайно обидно, если название «Таманская» исчезнет из армейского лексикона.
Во времена Российской Империи существовала достаточно отработанная система преемственности: многие полки даже после неоднократных переименований носили имена, полученные еще при Петре и Екатерине. Невозможно представить, что все эти славные «Берлинские», «Брестские», «Севастопольские», имен славных маршалов Победы и прочие именные воинские части бесследно канут в Лету. Возможно, это не самый первоочередной вопрос реформирования Вооруженных сил, но он, безусловно, требует решения.