В пятницу Дмитрий Медведев провел встречу с вице-премьером, руководителем аппарата правительства РФ Сергеем Собяниным и министром связи и массовых коммуникаций РФ Игорем Щеголевым. Разговор был посвящен созданию в России «электронного правительства» и работе ведомственных сайтов.
Люди обращают на это очень большое внимание, необходимо заниматься вопросами работы госсайтов
«Я вчера посмотрел ту переписку, которую ведут наши граждане по итогам моих видеообращений в рамках блогов, в форуме LiveJournal. Пишут – хорошо, что вы за это взялись. В некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация. Приводят в пример нашу налоговую службу. А некоторые – безобразные. Невозможно ничего понять. Сапоги всмятку. Приводят в пример Федеральную миграционную службу», – рассказал Медведев.
Газета Взгляд обнаружила вероятный источник возмущения президента. С критикой в адрес сайта ФМС в комментариях к интернет-дневнику президента Медведева высказался ЖЖ-пользователь, зарегистрированный под ником lingua_l.
«Сайт ФМС (www.fms.ru) - кошмар и ужас: ничего не найдешь, рубрикация какая-то кривая... Для того, чтобы получить ответ на простой вопрос, мне пришлось перетряхивать все российское законодательство. Почему нельзя распечатать анкету для оформления приглашения с сайта ФМС, а обязательно ехать за ней в территориальное подразделение?, - пишет блогер. Зато очень уважаю сайт ФНС (www.nalog.ru), где все сделано по уму и можно в кратчайшие сроки найти любую информацию по профилю деятельности службы».
Видимо, глава государства прочитал данное сообщение* и вспомнил его во время встречи с представителями правительства.
Что касается истории выражения «сапоги всмятку», то как сообщает сайт «Грамота.Ру», популярной идиому сделал Владимир Путин, употребив выражение на пресс-конференции по итогам Саммита Россия – ЕС, прошедшей 10 мая 2005 года.
«Сегодня в Европе, в XXI веке, когда одна страна предъявляет территориальные претензии другой и одновременно хочет ратифицировать договоры по границе, это полная чушь, сапоги всмятку, – сказал он. – Это не соответствует ни духу строительства общеевропейского дома, ни смыслу того, что мы делаем с Евросоюзом».
Сайт указывает, что «сапоги всмятку» – это и есть «полная чушь». У этого выражения как минимум столетняя история. Из письма Чернышевского: «Я беру вещь, которая всем известна, – например, выражение «сапоги всмятку». Спрашиваю: что это значит? Вы приходите в смущение, – никто в мире до меня не задавал себе такого вопроса, и вы говорите: эта вещь непонятна, – какой смысл заключается в выражении «сапоги всмятку», никто не знает; и я <...> объясню: это значит вот что: – сапоги всмятку значит: яичница всмятку, в которую положены сапоги. Вы видите, что это так, что это несомненно, и соображаете, что эти две прекрасные вещи вместе нелепость, потому... – простите, вы (и я в вашем числе) ничего не соображаете, и потому вас (и меня в том числе) угощают (и я бывал в числе угощателей) сапогами всмятку, и от этого у очень многих ноги в сабо, в лаптях или вовсе босы, – потому что вы (и я в вашем числе) скушали их сапоги, и от этого у вас (и у меня в вашем числе) спазмы в желудке».
Официальный представитель Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Полторанин уже оправдался за то, что продукт его ведомства был назван «сапогами всмятку», и обещал исправить положение: «Конечно, мы будем оживлять сайт. В частности, задача пресс-службы – перевести нормативную и техническую базу, которая выложена на сайте, на «русский», доходчивый язык для посетителей. Сейчас, например, находятся в производстве ряд информативных видео-роликов. Засучив рукава будем работать, потому что другого варианта у нас нет», – приводит его слова РИА «Новости».
Полторанин уточнил, что технические специалисты ФМС зачастую считают, что сайт уже выполнен идеально; в то же время представители пожилого поколения хотели бы предельно упростить обращение с материалом и, обращаясь к сайту, сразу получать ответы на возникающие вопросы.
В то же время представитель ведомства отметил, что руководители ФМС уже начали общаться с гражданами в режиме реального времени через Skype. Ответы на самые популярные вопросы будут выкладываться на сайте.
Таким образом, Полторанин ответил на еще одну претензию президента, который считает, что веб-ресурсы далеко не всех ведомств соответствуют возложенным на них задачам, и это нужно исправлять.
«Люди обращают на это очень большое внимание, необходимо заниматься вопросами работы госсайтов», – подчеркнул Дмитрий Медведев. Впрочем, правительство обещает «апгрейдить» страницы ведомств в самое ближайшее время.
«Нами разработан порядок информационно-справочной поддержки граждан и организаций по взаимодействию с органами исполнительной власти. Это общий порядок и общие требования к интернет-сайтам и информационному взаимодействию», – приводит слова Собянина ИТАР-ТАСС.
Что же касается самого «электронного правительства», оно будет развиваться по нескольким направлениям. В первую очередь, это предоставление государственных услуг в электронном виде российским гражданам.
Кроме того, речь идет о развитии ведомственных информационных справочных систем и информационного обслуживания, а также о создании межведомственного документооборота и электронного взаимодействия. Еще одним объектом внимания станет вертикально интегрированная государственная автоматизированная система планирования и мониторинга.
«Электронное правительство» в нашей стране пока пребывает в изгнании, и нам нужно его вернуть на рабочие места, потому что это тот путь, по которому движутся все развитые государства», – подчеркнул Медведев.
По мнению исполнительного директор Регионального общественного центра интернет-технологий Сергея Плуготаренко, который ранее руководил одной из первых студий вед-дизайна, обслуживающей государственный сектор, главной проблемой для ведомственных веб-ресурсов является их нежелание работать на результат.
«Когда мы делали первые сайты для госструктур, для них в первую очередь была важна отчетность, про удобство для пользователей и функциональность мало кто задумывался», - рассказал Плуготаренко газете ВЗГЛЯД.
Тем не менее, по словам эксперта, сегодняшний результат достаточно хорош. После введения общеобязательных норм для сайтов госструктур - таких как регулярное обновление, сервисы обратной связи - ситуация стала налаживаться.
«Конечно же ряд сайтов по-прежнему выглядит скучно и «криво». Однако на фоне корпоративных и банковских ресурсов госструктуры проявляют мобильность и порой даже креатив», - подытожил Плуготаренко.
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента