Проще было бы поставить эскалатор старого образца. Но мы сознательно не пошли на это
В субботу схема движения петербургского метро кардинально изменится: 7 марта наконец откроют пересадочную станцию «Спасская», запуск которой планировался еще на декабрь прошлого года, затем последовательно откладывался на январь, начало и конец февраля.
В связи с долгожданным событием руководство метрополитена в четверг устроило пресс-конференцию и экскурсию для журналистов на новую станцию, на которую еще не пускают обычных пассажиров: над мраморными полами пока стоят облака строительной пыли, поезда ходят пустыми.
Начальник петербургского метро Владимир Гарюгин не стал дожидаться каверзных вопросов по поводу того, почему открытие станции «Спасская» столько раз переносилось. Руководитель сразу признался, что в курсе настроений людей и читал некоторые газеты, которые прямо пишут, что руководство метрополитена «издевается».
«Я понимаю всеобщее нетерпение. Но по-другому было нельзя. На этой станции установлены эскалаторы нового поколения, которых нет больше нигде. Они лучше, комфортнее. Проще было бы поставить эскалатор старого образца. Но мы сознательно не пошли на это. Все знают, что в метро, особенно в часы пик, бывает просто не протолкнуться. Единственный выход из этой ситуации – увеличение пропускной способности наклонного хода. Новая техника позволяет нам это сделать. Вместо трех старых эскалаторов в наклонном ходе умещается четыре новых».
Гарюгин отметил, что к срыву сроков открытия «Спасской» привели согласования новых технических конструкций с Ростехнадзором, с Москвой, их испытания и обкатка. Начальник метро призвал пассажиров проявить понимание и посоветовал не расслабляться и в будущем – настроиться в первые дни и недели работы станции на нештатные остановки.
После того как эскалаторы опробуют на «Спасской» и если они докажут свою состоятельность, новой техникой будут оснащать наклонные ходы других станций питерского метро, которые ожидают реконструкции.
Эскалатор нового поколения называется ЭТХ – эскалатор тоннельный Христича. Его главный конструктор Виктор Христич рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что за испытаниями его детища в Петербурге следят руководители метрополитенов других городов. Но там использовать его изобретение пока не решаются. По словам Христича, глава московской подземки Гаев был немало удивлен смелостью петербургского коллеги: в столице считают, что Гарюгин нашел себе проблемы на пустом месте, мол, гораздо проще поставить эскалаторы, уже проверенные временем, отработавшие по полвека и больше.
Глава московской подземки Гаев был немало удивлен смелостью петербургского коллеги
Но Христич уверен, что питерское метро идет правильным путем: «А другого выхода, чтобы победить давку, просто нет, – говорит конструктор. – Пока фантазии чиновников хватало только на то, чтобы прорубить еще один наклонный ход наверх, но это требует серьезных денежных затрат. И пассажиропоток увеличится только в два раза. А с помощью новых подходов возможно в одном стандартном тоннеле диаметром 7,5 метров вместо четырех сделать сразу семь эскалаторов. И пассажиропоток утроится!»
Естественно, такие эскалаторы будут более узкими. Но люди не почувствуют себя стесненными, уверен разработчик: «Ученые вывели оптимальное расстояние между людьми, чтобы всем было комфортно. Должно быть 150 миллиметров свободного пространства сзади, 150 – спереди и 650 миллиметров – по ширине. Этого вполне достаточно, чтобы никого не задевать и ни на кого не облокачиваться. Вот мы и будем в будущем делать ширину эскалатора – 650 миллиметров вместо 1 метра сейчас. Бегать по нему уже никто не будет, но это и к лучшему – меньше будет травм».
Напомним, последняя, 5-я линия петербургского метро была торжественно открыта в декабре прошлого года. Она называется «Фрунзенский радиус» и пока включала в себя лишь две станции – «Волковская» (открыта в полном объеме, с собственным вестибюлем) и «Звенигородская» (действует как пересадочная).
«Спасская», которая будет введена в строй в субботу, – первый пересадочный узел в Петербурге с переходом сразу на две станции – «Сенную площадь» и «Садовую». Название новая станция получила из-за места, раньше здесь располагалась церковь «Спаса-на-Сенной».
Станция пилонного типа, между пилонами и арочными нишами размещены каменные скамьи. Вестибюль украшает мозаичное панно с фамилиями всех известных зодчих Петербурга.
С открытием «Спасской» схема движения метро вернется к проектной, разработанной еще в начале 1990-х годов. 4-я линия серьезно укоротится, зато самая молодая, 5-я, значительно вырастет.
От конечной «Улица Дыбенко» можно будет доехать до конечной станции «Спасская», которая будет работать как пересадочная на станции «Садовая» и «Сенная площадь», а от станции «Волковская» – до «Комендантского проспекта», через станцию «Садовая».