Реставрационный совет Русского музея принял решение о возможности временной передачи иконы Богоматерь Одигитрия Корсунская (именуется также «Эфесской», «Полоцкой» или «Торопецкой») храму Александра Невского, расположенному в элитном подмосковном поселке, сообщает Министерство культуры РФ.
После недолговременного нахождения в церкви икона будет возвращена в Русский музей
«30 ноября Реставрационный совет музея и экспертная фондово-закупочная комиссия приняли решение о возможности временного экспонирования иконы при обеспечении оптимальных условий ее хранения и возможности ее транспортировки в специальном киоте, обеспечивающем должный уровень температуры и влажности.
После недолговременного нахождения в церкви икона будет возвращена в Русский музей», – говорится в комментарии Департамента культурного наследия и изобразительного искусства Минкультуры РФ, размещенном на сайте ведомства. Ранее, 27 ноября, группа экспертов исследовала состояние храма «на предмет возможного временного содержания в нем древнерусской святыни и пришла к выводу, что температурный и климатический режим позволяют это осуществить».
Обращение патриарха московского и всея Руси Кирилла с просьбой «рассмотреть возможность организации временного пребывания иконы Богоматерь Одигитрия Корсунская во вновь отстроенном приделе Корсунской иконы Божией Матери храма святого благоверного князя Александра Невского, расположенного в сельском поселении Павло-Слободское Истринского района Московской области» на имя министра культуры РФ Александра Авдеева поступило в министерство 24 ноября.
«Для иконы созданы условия, отвечающие всем современным требованиям хранения музейных экспонатов. Кроме того, приход готов заключить договор с Государственным Русским музеем, где хранится данная икона, на оплату услуг специалистов, которые будут наблюдать за состоянием иконы и контролировать необходимый режим.
Минкультуры России поддержало обращение патриарха московского и всея Руси Кирилла и направило в Государственный Русский музей письмо с просьбой рассмотреть возможность передачи на временное экспонирование данной иконы. Для исследования всех обстоятельств возможной передачи создана специальная комиссия, состоящая из специалистов и реставраторов Русского музея, сотрудников Министерства культуры, независимых экспертов», – говорится в комментарии департамента.
Когда распоряжение министерства о выдаче образа поступило в Русский музей, реакция общественности оказалась весьма бурной. Эксперты отмечали, в частности, что икона исторически не имеет никакого отношения к элитному поселку «Княжье озеро» и находящемуся в нем храму Александра Невского, возведенному в прошлом году.
По данным газеты «Коммерсантъ», инициатором переправки музейной иконы в храм при коттеджном поселке явился его застройщик, президент группы компаний «Сапсан» Сергей Шмаков.
Ранее заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц в интервью газете ВЗГЛЯД высказал опасения, что в случае выдачи иконы гарантировать ее сохранность будет достаточно проблематично.
«Перенос древних икон – всегда крайне опасное мероприятие. Любой музейный сотрудник, знакомый с хранением, подтвердит, что даже при переносе из одного помещения музея в другое иконы всегда болеют», – сказал Лев Лившиц.
Перенос древних икон – всегда крайне опасное мероприятие
Особенно, отметил он, может быть опасным перенос иконы в помещение храма новой постройки. «Новые храмы строятся без учета возможности регулирования температурно-влажностного режима. Гарантии сохранности, которые при этом даются, ровным счетом ничего не стоят, никто руку на отсечение не отдаст, а если памятник погибнет, то отвечать за это никто не будет», – сказал эксперт.
Между тем руководитель пресс-службы патриарха священник Владимир Вигилянский заявил о том, что следует использовать любую возможность поклонения хранящейся в запасниках почитаемой иконе, если это не угрожает ее сохранности.
«Я ничего плохого не вижу в том, что попросили принести в храм икону из запасников Русского музея. Она вообще не выставляется, даже на музейное обозрение», – приводит РИА «Новости» слова Вигилянского.
«Если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе, ею надо воспользоваться», – сказал он.
Руководитель пресс-службы не разделил оценку прессой того факта, что икону попросили для храма при новом коттеджном поселке. «То, что рядом с храмом находится коттеджный поселок, – это еще ничего не означает. Рядом с Третьяковской галереей, например, находится Кремль – так что, это должно означать, что она экспонаты для Кремля выставляет?» – сказал он.
Если есть любая возможность религиозного поклонения почитаемой иконе, ею надо воспользоваться
«Если есть возможность бережно перевезти в храм и содержать икону, то слава Богу! Но если она действительно в плохом состоянии и опасно ее перевозить, тогда, безусловно, на этом никто настаивать не будет. Церковь в первую очередь заботится о сохранности иконы», – сообщил Вигилянский.
Он также обратил внимание на сообщения в СМИ о том, что икона находится в плохом состоянии. «Но тогда это вопрос к музею, который не может отреставрировать и закрепить эту икону так, чтобы ее можно было перевозить», – сказал священник.
«Когда иностранные музеи платят за выставки русской культуры, все возможности находятся тут же», – отметил он.
В то же время завотделом древнерусского искусства Института искусствознания Минкультуры Лев Лившиц отметил, что «мы выдаем такие вещи на выставки под гигантские страховки, они страхуются на миллионы долларов».
Что касается надежности пребывания древних икон в зоне ответственности церковных иерархов, считает Лев Лившиц, «у них просто нет таких условий. Мы хорошо знаем, что в Пскове по вине церковноначалия в аварийном состоянии находится гигантский иконостас Троицкого епархиального собора, потому что они нелепо и глупо пользуются установленной там системой отопления. Не умеют они хранить, у них нет кадров», – заключил эксперт.
Икона Богоматерь Одигитрия Корсунская является одним из древнейших памятников русского искусства, она датируется разными экспертами от XII до середины − первой половины XIV века. Некоторые связывают ее с именем Александра Невского, потому что, возможно, эта икона присутствовала на свадьбе его отца, Ярослава Всеволодовича.
До 1920-х годов образ хранился в Торопце, в Корсунско-Богородицком соборе, позднее он оказался в местном краеведческом музее, а оттуда в 1930 году икону переправили в Русский музей, где она стала одним из древнейших экспонатов. В последние годы община Корсунско-Богородицкого храма, который сейчас восстанавливают, несколько раз обращалась к властям с просьбой о передаче ей иконы, однако ответа не получала.