− Ирина Николаевна, как грипп А/H1N1 повлиял на общую статистику простудных заболеваний в начале осени?
− В октябре еженедельно болеют от 60 до 65 тысяч человек. По сравнению с прошлым, в этом году уровень заболеваемости вырос на 20%. И это объясняется в значительной мере той непростой ситуацией, которая сложилась в мире. Мы можем ее воспринимать серьезно или иронически, но то, что пандемия свиного гриппа идет и набирает обороты, – это однозначно. Сейчас пришла только первая волна. За ней наступят вторая и третья. Не бывает, чтобы пандемия завершилась так легко, в ходе одной волны, и мы это чувствуем уже сейчас. Если вначале регистрировалось одно и то же количество заболевших еженедельно, то сейчас оно уже увеличивается. Увеличивается и количество местных заражений: школьник идет в школу, заражает одноклассников, те приносят вирус домой. У нас уже 30 случаев местного заражения. К счастью, ни одного летального исхода в России пока нет.
То, что пандемия свиного гриппа идет и набирает обороты, – это однозначно
− То есть на статистику влияют не только реальные заражения свиным гриппом, но и страх перед ними?
− Безусловно. Если у ребенка легкий насморк, простуда, и раньше бы родители не стали вызывать врача, то сейчас вызывают. И у скорой помощи сейчас такой ритм работы, как в период эпидемии гриппа…
− На ваш взгляд, насколько действенны меры по предупреждению распространения вируса в школах?
− Мера по разобщению детей в коллективах очень эффективна. Дело в том, что заболевшие гриппом взрослые представляют потенциальную опасность для окружающих максимум пять дней, а дети способны передавать инфекцию в период до двух недель. Сейчас многие директора школ, видя высокий уровень заболеваемости, сами отпускают детей на каникулы. Напомню, что из 260 заболевших в Москве свиным гриппом 40% − дети, 40−80% из них − школьники.
Ирина Лыткина уверена, что вакцинация может предупредить осложнения от гриппа (фото: Reuters) |
− И что можно сделать для улучшения ситуации?
− Если бы больные сидели дома и лечились, у нас не было бы такой высокой заболеваемости.
Крайне необходимы и вакцинация, и другие способы профилактики. Сейчас существует огромный выбор препаратов, к каждому дается инструкция, где прописан профилактический курс. Это препараты интерферонового ряда, индукторы интерферона, на растительной основе, на основе морской воды, прекрасные гомеопатические средства, и многие другие – они очень повышают уровень защиты организма на месяц−полтора. В свое время, когда у города были средства, мы централизованно по всему городу проводили такие курсы профилактики в школах и детских садах. Это и позволило нам за последние годы добиться такого резкого снижения заболеваемости гриппом и ОРВИ просто в разы. Но сейчас, к сожалению, кризис, и средств на все не хватает…
− Можно ли сопоставить по эффективности иммуномодуляторы и вакцину против гриппа?
− Это разные вещи. Вакцины разработаны только против вируса гриппа. Почему мы так настаиваем на прививках? Потому что вирус гриппа очень коварен и опасен именно осложнениями. У каждого человека есть свое слабое место, и вирус не будет бить, например, в здоровые легкие, если у человека слабое сердце или почки. Говорят, что ни одно заболевание гриппом не проходит бесследно, ни одно, никогда. Оно накладывает отпечаток на тот или иной орган, и со временем, с возрастом обязательно скажется. Только у одних осложнения проявятся сразу, а у других спустя какое-то время.
− Огромное количество людей относятся весьма скептически к этим сезонным прививкам…
− И они неправы! Никто ведь не знает, как поведет себя вирус, какова будет ситуация зимой. У нас вирусы обычно появляются с января, хотя уже и сейчас у двух человек мы нашли наш обычный сезонный вирус. И прививать нужно именно сейчас, пока человек здоров, а не в инкубационном периоде. Потому и говорят: привился – и заболел, а на самом деле – сначала заболел и в инкубационном периоде, пока болезнь не проявилась, сделал прививку. Среди привитых уровень заболеваемости снижается в шесть раз! Отмечу, что вакцина также защищает от синуситов, отитов… Сегодня в Москве 40 тысяч не слышащих детей: вдумайтесь, это целый город! Многие из них потеряли слух вследствие перенесенного гриппа. А вот если бы такого ребенка привили, то он бы слышал. Это данные профессора Гаращенко, которая давно занимается ЛОР-патологией.
− А как на данный момент обстоят дела с вакциной против свиного гриппа?
− Мы ожидаем, что в декабре она у нас будет. Россия нарабатывает порядка 40 млн доз, будем распределять по территориям и прививать.
− В процессе создания вакцины учитывалась известная изменчивость вирусов гриппа?
− Изготовлена вакцина именно против того штамма вируса, который нам известен сегодня. Но ученые уже смотрят, каким он был в апреле и какой сейчас, и пока процесс мутации не заметен. Но каким он будет к следующему сезону, мы не знаем. А ведь именно вирусы группы А особенно подвержены изменениям.
− Возможна ли универсальная вакцина против гриппа вообще?
− Вы знаете, говорят, что нынешняя пандемия гриппа – последняя в мире, больше пандемий не будет. И именно потому, что планируется разработать такую универсальную вакцину, которая защитит нас от любого штамма вируса гриппа с любой его модификацией. Но это наши мечты, хотя такую задачу ученые перед собой ставят и говорят, что это возможно.