«Оборудование автоматизированной системы мониторинга и диспетчеризации ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) установлено на 250 автобусах, также задействовано 140 точек контроля за движением и работой транспорта спецавтохозяйства по уборке», – сообщил в четверг начальник управления транспорта администрации Сочи Алексей Бердников, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
Чтобы отладить систему, нужно не менее года. А его надо отсчитывать с того момента, когда на орбиту выйдут все 24 спутника
По словам Бердникова, Сочи стал первым в России городом, где система слежения за автотранспортом с помощью спутниковых технологий будет осуществлена в столь крупных масштабах. На первый этап внедрения, охватывающий общественный транспорт, из муниципального бюджета было потрачено 9,5 млн рублей. Второй этап предполагает оборудование устройствами слежения такси, машин «скорой помощи», МЧС и УВД города, а также введение безналичной формы оплаты проезда. Затраты на него пока не уточняются.
«Ожидаемый социальный эффект – повышение качества транспортного обслуживания населения, обеспечение безопасности перевозок», – отметил Бердников.
Проект позволит не только контролировать работу автотранспортных предприятий, но и создать систему информационных сервисов. На автобусных остановках будут установлены электронные табло, отображающие информацию о дорожной ситуации, местонахождении ближайшего автобуса и времени его прибытия. Пробный образец с начала года уже работает на сочинском автовокзале по направлению Сочи – Дагомыс.
В других областях городского хозяйства системы спутникового слежения уже применяются в рабочем режиме. По словам директора регионального центра «Навигатор- Юг» Ивана Кузьменко, в Сочи спутниковой навигацией оборудованы более 200 единиц строительной техники.
«ГЛОНАСС позволяет контролировать движение машин по маршруту, своевременность отгрузки материалов, экономить топливо. Мы готовы к тому, что вся строительная техника, задействованная в возведении олимпийских объектов в Сочи, будет оснащена такими системами», – заверил он.
Между тем, по мнению экспертов, господин Кузьменко несколько лукавит: на данный момент ГЛОНАСС насчитывает только 20 спутников, в то время как для обеспечения стабильной навигации в масштабе всего мира на орбите их должно находиться 24. Полная группировка в соответствии с федеральной целевой программой должна быть развернута лишь в 2010 году.
«Введение системы спутникового позиционирования ГЛОНАСС позволяет управлять работой транспорта, отслеживать ситуацию на дорогах и регулировать движение, – подтвердила корреспонденту газеты ВЗГЛЯД эксперт-аналитик консалтинговой компании по транспорту Наталья Баранова. – По идее, введение такой системы позволит четко отслеживать движение общественного транспорта, что должно привести к уменьшению количества заторов на дорогах, а в случае их возникновения – оперативно реагировать на ситуацию». Однако эксперт подчеркнула: чтобы отладить систему и понять, что все ее составляющие работают правильно, нужно не менее года. А его надо отсчитывать с того момента, когда на орбиту выйдут все 24 спутника.
«В настоящий момент у нас нет информации о внедрении ГЛОНАСС на транспортных средствах Мосгортранса, – рассказал о ситуации в российской столице корреспонденту газеты ВЗГЛЯД пресс-атташе столичной компании-перевозчика Иван Федоренко. – Однако уже сегодня Мосгортранс использует собственную систему навигации «АСУ-навигация» (автоматизированная система связи и управления. – Прим. ред.), которая обладает теми же функциями, что и ГЛОНАСС, но при этом не использует спутник и базируется исключительно на городских коммунальных сетях».
По словам Федоренко, наземная система Мосгортранса обладает теми же функциями, что и ГЛОНАСС в отношении навигации и слежения за транспортными средствами, но, кроме того, позволяет еще и осуществлять связь с диспетчерами и информационными табло, расположенными в районе станций метро «Щукинская» и «Жулебино».
«Благодаря нашей системе мы всегда знаем, где находятся наши троллейбусы, автобусы и трамваи», – резюмировал Федоренко.
ГЛОНАСС в ее гражданской части предназначена для формирования непрерывного поля навигационного сигнала, с помощью которого возможно высокоточное определение координат и скорости движения любых подвижных объектов, оснащенных приемниками системы. Она также обеспечивает решение задач в интересах безопасности России.
Первоначально ГЛОНАСС была введена в эксплуатацию в интересах Минобороны РФ в 1993 году.