Общество

16 сентября 2008, 09:15

Появились новые версии трагедии в Перми

Фото: Reuters

Спустя два дня после аварии в Перми, унесшей жизни 88 человек, эксперты теряются в догадках. В ходе расследования было выдвинуто порядка 10 версий случившегося, из которых лишь три сценария получили широкую огласку. В пользу каждой версии существует множество аргументов за и против со стороны официального следствия, экспертов в области авиации и очевидцев катастрофы. Между тем ключ к разгадке, на который возлагалось столько надежд, может так и не появиться.

В Пермском крае продолжается расследование причин авиакатастрофы пассажирского самолета Boeing-737 авиакомпании «Аэрофлот-Норд», в результате которой погибло 88 человек, в том числе 17 граждан Европы, США, Турции, Украины и Азербайджана.

Пожары, с которыми не справлялись системы автоматического пожаротушения, случались в двигателях боевой авиации на рубеже 70–80-х годов прошлого века

Ранее с этой целью указом президента РФ Дмитрия Медведева была создана специальная правительственная комиссия под руководством министра транспорта РФ Игоря Левитина.

Следователи не исключают, что в ходе расследования будет рассмотрено до 10 версий случившегося, сообщает городской портал Prm.ru со ссылкой на уральского транспортного прокурора Павла Кукушкина.

В качестве основного сценария следствие рассматривает возникновение технической неисправности на борту самолета, о природе которой с уверенностью сказать сложно. С одной стороны, специалисты не исключают, что на борту могла произойти некая нештатная ситуация, в результате которой на подлете к пермскому аэропорту, вместо того чтобы снижаться, лайнер вдруг начал резко набирать высоту.

В результате самолет остановился на отметке в 1200 м, что было слишком для посадки с учетом близости к аэродрому. После чего лайнер начал стремительно терять высоту.

«И когда высота была примерно 600, я услышал крик. Там закричали: «А!» – и потом мат. Я крикнул ему: «Сохраняйте 600». Он на это не отвечал, а потом через секунду я увидел вспышку», – заявил в эфире Первого канала руководитель полетов аэропорта Большое Савино диспетчер Ирек Бирбов.

По его словам, за несколько минут до аварии экипаж корабля рапортовал, что на борту все в порядке, правда эти слова прозвучали раздражительно и неуверенно, а спустя какое-то время начал вести себя неадекватно и не выполнял команды с земли.

Возможно, предполагают в МЧС, пилоты, увидев под собой жилые кварталы, пытались отвести беду. По данным «Времени новостей», если бы экипаж следовал заданной с земли траектории, то его путь пролегал бы через центр города, в то время как Boeing упал в 6–7 км от этой линии.

Какие обстоятельства привели к такой реакции экипажа, утверждать не берется никто. Впрочем, в рамках данного сценария существует как минимум три версии того, как могли развиваться события.

Во-первых, как передавал накануне телеканал «Вести» со ссылкой на источник в Росавиации, причиной аварии могло стать возгорание в одном из двигателей, после которого пилоты пытались совершить экстренную посадку. Именно этим, по его мнению, объясняется то, что самолет упал в ненаселенном районе города, – пилот сознательно направил его на железнодорожные пути.

Версию пожара на борту лайнера поддержал и председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ Александр Бастрыкин, который прибыл в Пермь и провел совещание следственной группы. С его точки зрения, все данные на месте происшествия говорят о том, что у Boeing-737 был неисправен правый двигатель.

Однако, по мнению заслуженного летчика-испытателя, Героя России Анатолия Квочура, версия о неисправности двигателя и его последующем возгорании не выдерживает никакой критики, так как возгорание двигателя – явление редкое, с которым, как правило, успешно справляется бортовая система автоматического пожаротушения.

«Пожары, с которыми не справлялись системы автоматического пожаротушения, случались в двигателях боевой авиации на рубеже 70–80-х годов прошлого века, – цитирует его слова «Интерфакс». – Это происходило при очень большом скоростном напоре, который превышал напор упавшего в Перми Boeing в 8–9 раз».

Вторая версия говорит о том, что один из двигателей мог просто отказать и самолету, пошедшему на второй круг, просто не хватило мощности. В пользу этой версии высказался эксперт «Известий» пилот гражданской авиации Владимир Герасимов.

«По всей видимости, произошел отказ двигателя, поэтому самолет уводило в сторону. Пилоты попытались это компенсировать. Насколько я знаю, даже набрали высоту. Но на одном двигателе не вытянули. Я подчеркиваю, это только версия», – отметил он.

Третья версия говорит о том, что лайнер мог быть неисправен с самого начала. Но против этого довода говорят два фактора. Во-первых, то, что в течение всего полета информации о неполадках на борту не поступало. Руководитель пресс-службы губернатора Пермского края Анна Климова сообщила о том, что Boeing-737 «шел в графике, без опозданий» и «никакой информации, что на его борту есть проблемы, не поступало», передает ИА «Росбалт».

Второй фактор – это свидетельство Игоря Левитина. По его данным, на вылете из Москвы самолет был технически исправен.

Еще один сценарий авиакатастрофы появился в СМИ практически сразу после крушения лайнера, на борту которого находился Герой России и советник президента по делам казачества генерал-полковник Геннадий Трошев . Он летел в Пермский край на турнир по самбо памяти Василия Шваи. В 1999 году Трошев командовал операцией по очистке от боевиков Кадарской зоны, после чего указом президента РФ был удостоен геройского звания за мужество в ликвидации вооруженных бандформирований.

Катализатором версии о возможном теракте стали показания очевидцев, которые утверждали, что терпящий бедствие лайнер взорвался еще в воздухе. По другим данным, свидетели аварии говорили о том, что летящий лайнер не взорвался, а летел к земле, охваченный пламенем, и напоминал комету.

Однако в пресс-службе Управления ФСБ России по Пермскому краю утверждают, что оперативно-следственные действия на месте аварии не выявили следов взрывчатых веществ, что в свою очередь опровергает теорию о террористическом акте на борту лайнера.

Эту информацию подтвердил и господин Левитин.

«По информации спецслужб, а взрывотехники здесь были, признаков теракта не обнаружено», – заявил Левитин в эфире «Вестей», добавив, что в настоящее время информации о взрыве самолета до столкновения с землей не поступало.

Кроме того, спустя сутки источник газеты «Коммерсантъ» в госкомиссии по расследованию катастрофы на условиях анонимности сообщило том, что, согласно последним данным, воздушное судно было целым до самого удара о землю, столкновение с которой произошло под углом 30 градусов.

От удара и мгновенной вспышки выплеснувшегося из баков топлива – а в них было более 5 тонн керосина – машина разлетелась на мелкие куски. Этим, отметил он, и объясняется большой разброс мелких обломков самолета. Если бы самолет взорвался в воздухе, то он развалился бы на крупные фрагменты.

Что касается причины, по которой лайнер начал стремительно терять высоту, то тут чиновники вновь возвращаются к версии пожара в правом двигателе лайнера и неисправности аппаратуры, измеряющей и уравнивающей давление снаружи и внутри самолета.

Есть в этом деле и третий возможный сценарий – человеческий фактор, который допускает уральский транспортный прокурор Павел Кукушкин. Однако пока в его пользу не найдено ни доводов, ни контраргументов.

Для многих участников инцидента, вольных или невольных, ключом к разгадке могли стать черные ящики – бортовые самописцы, фиксировавшие переговоры в пилотской кабине и работу всех систем лайнера. Они были найдены на месте крушения еще утром 14 сентября. Их расшифровка, по словам Левитина, займет 3–4 недели, сообщает РИА «Новости».

Однако в последние часы на официальном сайте Межгосударственного авиационного комитета появилась информация о том, что оба самописца получили серьезные повреждения, характер которых пока не уточняется.

Текст: Наталья Ямницкая

Вам может быть интересно

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?