Итоговое заседание по делу бывшего акционера ЮКОСа Леонида Невзлина* длилось более 6 часов. Во вступительной части финального слушания судья Валерий Новиков повторил обвинительное заключение. Он напомнил, что Леонид Невзлин обвиняется в организации нескольких убийств и покушений. Его пособником был начальник отдела экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин (он уже отбывает пожизненное заключение).
Лицо, не выдаваемое РФ, может отбывать наказание на территории Израиля. Так что приговор может быть приведен в исполнение там
Следствие инкриминирует Невзлину 11 преступных эпизодов. В их числе заказ убийства мэра города Нефтеюганска Владимира Петухова, директора ТОО «ТФ «Феникс» Валентины Корнеевой, водителя управляющего компанией «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина – Николая Федотова, а также убийство Сергея Горина и его жены, которые являлись связующим звеном между Пичугиным и киллерами.
Кроме того, Невзлина обвиняют в покушении на убийство начальника управления по общественным связям мэрии Москвы Ольги Костиной, управляющего делами ЗАО «Роспром» Виктора Колесова, управляющего компанией «Ист Петролеум Хандельсгез» Евгения Рыбина и его охранников Алексея Иванова и Евгения Филиппова.
Судья подробно изложил обстоятельства совершенных в период с 1998 по 2002 год преступлений. В его речи можно было подметить нить, что заказ на убийства передавался напрямую от Невзлина через Пичугина к киллерам.
Суд проходил в заочном режиме. Невзлина в зале никто не ждал: летом 2003 года он отправился в Израиль и с тех пор в России не появлялся. Сам приговор также не стал сенсацией. «Невзлин представляет исключительную опасность для общества и должен быть осужден на пожизненный срок», – устало зачитал судья.
Через несколько минут после оглашения приговора государственный обвинитель по уголовному делу в отношении Невзлина Александр Кобляков выступил перед журналистами. Он отметил, что удовлетворен приговором.
«То, что вина Невзлина была доказана, государственному обвинению удалось донести до суда. И тот приговор, который Невзлин заслуживает, он получил», – сказал он.
Кобляков сообщил, что прокуратура будет продолжать требовать экстрадиции Леонида Невзлина из Израиля. «Но, насколько мне известно, сейчас он пребывает в Америке и подал документы, чтобы ему предоставили вид на жительство», – поделился он с журналистами.
Государственный обвинитель также отметил, что между Россией и Израилем действует соглашение, согласно которому лицо, не выдаваемое страной по предоставлению приговора РФ, может отбывать наказание на территории Израиля. «Так что приговор может быть приведен в исполнение в Израиле», – подчеркнул Кобляков.
Адвокат Невзлина Дмитрий Харитонов придерживается иного мнения. Он считает процесс несправедливым с самого начала. «Тот приговор, который сегодня оглашен, по моему мнению, является приговором незаконным, необоснованным», – считает адвокат.
У Харитонова есть целый ряд претензий к приговору. «Этот приговор основан на предположениях и показаниях лиц, данных со слов третьих лиц. Этот приговор во многом противоречив. Этот приговор стал результатом показательного процесса, который проводится в отношении Невзлина», – заявил он, пообещав, что защита, безусловно, будет обжаловать этот приговор в Верховном суде.
«Каким образом Невзлин узнает о приговоре?» – спросили журналисты.
«Не знаю, наверное, через Интернет (пауза), посредством массовой информации…» – неуверенно ответил защитник.
А вот присутствовавшая на заседании вдова мэра Нефтеюганска Фарида Исламова удовлетворена исходом судебного процесса. По ее словам, буквально в первые дни после убийства мужа жителями города были названы убийцы – руководство ЮКОСа, в частности Ходорковский и его заместители.
«Прошло 10 лет, и только сейчас стало известно, что одним из заказчиков убийства был Невзлин. Судебное расследование нашло подтверждение этому», – сказала разволновавшаяся женщина. Она вспомнила, что руководство ЮКОСа не успокоилось после гибели супруга: они стали преследовать и ее.
«Постоянно были звонки, слежки, постоянно устанавливались жучки. Вплоть до ареста Ходорковского я жила под постоянной угрозой. Постоянно мне угрожали, шантажировали, звонили. Я считаю себя дважды пострадавшей», – произнесла Исламова.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом