Обилие ядохимикатов, без которых не мыслит себя ни один житель мегаполиса, привело к неожиданным результатам. Ученый-исследователь Милена Вейль из университета французского города Монпелье обнаружила комаров-мутантов, нечувствительных к традиционным инсектицидам, сообщает ИТАР-ТАСС.
Старые препараты быстро становятся неэффективными, а разработка новых средств напоминает гонку вооружений
Изучение насекомых, проведенное Французским центром научных исследований, показало, что у некоторых особей сформировались гены, которые служат им надежной защитой от препаратов двух главных групп инсектицидов. Совсем недавно дело обстояло иначе.
Во-первых, организм комаров мог приспособиться только к одному виду химиката, во-вторых, за появление мутаций приходилось платить: мутант становился менее подвижным и плохо давал потомство. В итоге особи, лучше адаптировавшиеся к жизни среди людей, быстрее уничтожались в ходе естественного отбора.
Однако выявленный учеными «двойной мутант» успешно преодолел все эти препятствия. Исследование подтвердило: насекомые, обладающие новыми возможностями, находятся в прекрасной физической форме – назло человеку. Это значит, что людям придется изобретать новые методы борьбы с насекомыми, отказавшись от традиционных медицинских препаратов.
Выявление подобных мутаций, по данным агентства, сулит большие убытки фармацевтическим компаниям, которым придется не только пересматривать свои позиции на рынке, но и инвестировать средства в создание новых препаратов.
Пока комар-мутант гнездится только в некоторых далеких районах Африки. Но ученые предупреждают: распространяются эти виды просто с фантастической скоростью и зачастую являются носителями таких опасных заболеваний, как малярия или нильская лихорадка.
Кстати, немалый вклад в этот процесс вносит и потепление. Аномально теплые зимы в умеренных широтах уже привели к тому, что жители Москвы и Подмосковья могут заразиться малярией на собственном участке, передает «Интерфакс». Причем полностью застраховаться от малярии невозможно. Относительный иммунитет появляется только у тех, кто уже переболел.
Французские представители ученого мира опасаются, что это открытие может привести к эпидемиям, потому что распространение новых видов насекомых может происходить в тот момент, когда у человечества не окажется средств для борьбы с теми заболеваниями, которые будут переносить все те же комары.
Впрочем, российские ученые относятся к этому вопросу довольно спокойно. Как пояснили газете ВЗГЛЯД в лаборатории паразитологии Зоологического института РАН, процесс адаптации насекомых к различным препаратам идет постоянно и ученым приходится искать новые методы борьбы с паразитами.
«Все насекомые рано или поздно вырабатывают химическую устойчивость ко всем средствам защиты, – пояснила сотрудница лаборатории. – В мире существует порядка 8 групп инсектицидов, к которым комары приспосабливаются так же, как бактерии приспосабливаются к антибиотикам».
По мнению сотрудника лаборатории, научные исследования по разработке эффективных препаратов от насекомых начались еще 50 лет назад и с тех пор их результаты постоянно фигурируют в докладах Всемирной организации здравоохранения, поскольку борьба с комарами – это часть регулярной работы по профилактике малярии.
«В российских условиях это не так актуально, но в тропических широтах вопрос стоит очень остро, – пояснила она. – В условиях нашей страны комары переносят ровно две болезни – малярию и дирофиляриоз, но оба заболевания достаточно редкие».
С этим мнением согласился и доцент кафедры энтомологии биолого-почвенного факультета Санкт-Петербургского государственного университета Владимир Иванов.
«Сам по себе фактор приспособления к химикатам известен уже много десятилетий, и это вполне ожидаемая вещь, – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД. – Жесткий отбор ведет к тому, что особи начинают избегать убийства ядохимикатами. Случайные возможности мутации позволяют им быстро распространяться и занимать место тех, кто погиб от действия инсектицидов. Поэтому старые препараты быстро становятся неэффективными, а разработка новых средств напоминает гонку вооружений».
Борьба с насекомыми с помощью инсектицидов – вещь обоюдоострая, считает эксперт, так как действие химических препаратов может привести к самым неожиданным последствиям и средство, использованное в Африке против комаров, может нанести вред обитателям Антарктиды.
«Проблема такова, что полностью уничтожить комаров не удастся, и слава богу, – сказал Иванов. – Вопрос не в истреблении, а в контроле численности. Нужно проводить серьезные комплексные исследования, чтобы не нанести вред окружающей среде и не нарушить существующие цепи питания».
Непрерывное развитие химической промышленности уже успело внести свой вклад в решение еще одной бытовой проблемы, знакомой миллионам россиян, – борьбы с тараканами. С недавних пор их численность сократилась настолько, что в обществе заговорили о полном исчезновении насекомых.
«Сейчас действительно появилось множество препаратов, которые сдерживают их популяцию, – согласился Иванов. – Но дело не только в этом. Народ стал культурнее, в домах стало значительно чище, и это тоже стало весомым фактором в борьбе с насекомыми».