Останки затонувшего корабля участники экспедиции, возглавляемой контр-адмиралом и президентом общества «Память Балтики» Константином Шопотовым, обнаружили в Лондонской отмели недалеко от Кронштадта. У исследователей сомнений нет: это либо «Портсмут», либо «Лондон», затонувшие три сотни лет назад.
Вероятно, это самый старинный русский корабль, найденный подводными археологами. Он почти ровесник российского флота
Известно, что оба этих корабля в октябре 1719 года в этих местах попали в шторм и пошли ко дну.
«Портсмут» построили по нашему проекту в голландском Амстердаме в 1714 году. В свое время он считался одним из самых быстроходных кораблей на Балтике. «Лондон» русское правительство в том же году купило в Англии. Уже через пять лет они затонули, но перед этим успели послужить России и Петру I. Особенно отличился «Портсмут».
В 1719 году он участвовал в знаменитом Эзельском сражении против шведов. В ночь на 24 мая (4 июля по новому стилю) группа российских кораблей под командованием капитана второго ранга Сенявина между островами Эзель и Готска-Санде наткнулась на отряд шведских кораблей. 55-пушечный флагманский русский корабль «Портсмут» ударил картечью и заставил сдаться фрегат и бригантину неприятеля. Это была первая победа русских парусных кораблей в открытом море без абордажа. Петр Великий назвал ее добрым почином для нашего флота.
Как рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД руководитель подводно-археологической экспедиции Константин Шопотов, археологи нашли довольно большой фрагмент носовой части корабля. Он хорошо сохранился, но все же хуже, чем остатки шведских судов, найденные ранее.
«У нашего судна больше повреждений, потому что оно лежит на малой глубине – около 11 м и потому что находится рядом с городом. За три века сюда столько всего нанесло. Могу сказать, что найденный корабль – сверхуникальный. Вероятно, это самый старинный русский корабль, найденный подводными археологами. Россия вышла к Балтике в 1703 году, а он затонул в 1719-м. Он почти ровесник российского флота».
Поиски затонувших кораблей в Лондонской бухте проводятся в порядке подводно-археологического надзора за работами по расширению фарватера.
Сейчас подводные археологи размещаются в бухте Дальняя, живут в палатках, добираются «на работу» на резиновой лодке.
Работы ведутся на глубинах, предельных для аквалангистов, – до 30 м. Видимость там нулевая, температура составляет плюс 8 градусов. Основной костяк экспедиции – около 15 человек – вместе с Константином Шопотовым ищут затонувшие корабли из года в год. Но обычно здесь работает не менее 30–40 человек. Многие исследователи приезжают на несколько дней из Москвы и других городов. А вообще экспедиция длится с марта до конца сентября.
Контр-адмирал признает, что за время подобной работы больших сокровищ со дна морского исследователи не достали. Были серебряные, медные монеты, но в небольших количествах. Однако у ученых иное понятие о сокровищах. Константин Шопотов очень гордится найденным в Лондонской бухте якорем, называя его одной из ценнейших подводно-археологических находок, которые ему довелось видеть.
Доставать старинные корабли со дна нет необходимости, считает археолог, тем более в том состоянии, в котором сейчас они находятся, это практически невозможно. Но найденные фрагменты после соответствующих исследований обязательно должны оказаться в музее, их должны видеть люди – в этом состоит принципиальная позиция общества «Память Балтики». Однако Константин Шопотов признался, что ему стоило огромных усилий убедить чиновников из различных ведомств, чтобы якорь, найденный здесь, попал в Кронштадтский музей.
Работы на месте последних находок закончатся еще не скоро, вероятно, они продлятся еще не один год. Для сравнения, на месте Выборгского морского сражения «Память Балтики» ведет работы уже 17-й год. Всего за почти 20 лет существования организации было найдено 25 морских кораблей.