Информационной бомбой стала идея, предложенная крупным петербургским холдингом «Фаэтон». Они придумали организовывать в местном метрополитене вип-обслуживание для богатых горожан, а именно: прицепить к каждому составу по одному специальному комфортабельному вагону, куда можно будет попасть через отдельный турникет по вип-карточке. Такой проездной на месяц мог бы стоить примерно 100 евро (примерно втрое дороже обычного).
Лучше бы наоборот сделали: буржуев - в обычный вагон, а всяких заслуженных врачей и учителей - в прицепной
В новых вагонах авторы идеи хотели бы видеть набор услуг, к которым привыкли бизнесмены в особо комфортабельных поездах надземной железной дороги: ковролин, мягкие кресла, систему климат-контроля, туалет и умывальник, мини-бар. Не помешал бы и отдельный человек, который принес бы свежую газету и подал чашку кофе.
На первый взгляд, идея кажется фантастичной. Но только на первый. Говорят, в Москве несколько лет назад тоже хотели ввести нечто подобное, но после детальных финансовых проработок пришли к выводу, что реализация слишком затратна. Известно, что в Объединенных Арабских Эмиратах сейчас рассматривают проект организации отдельных вагонов для местной элиты.
О серьезности идеи говорит тот факт, что недавно ее обсуждали в администрации Петербурга. Правда, ни к чему пока не пришли. Руководители города высказались в том ключе, что идея есть, но так как нет ее детальной проработки, сказать пока нечего. Предварительными же выкладками по проекту, кстати сказать, занимался не какой-то чудак-одиночка, а серьезный НИИ – Институт территориального развития транспортной инфраструктуры.
Корреспондент газеты ВЗГЛЯД выяснил, зачем вип-метро нужно бизнесменам, метрополитену и простым горожанам.
В компании, которая предложила цеплять отдельный вагон для состоятельных граждан, говорят, что готовы инвестировать в проект существенные средства. Предприниматели могли бы даже сами приобрести и оборудовать нужные вагоны. Рассматривается также возможность направить часть средств, полученных от вип-пассажиров, на оплату проезда для инвалидов и пенсионеров. Если проект будет реализован, инвесторы неплохо заработают. По оценкам специалистов, объем нового рынка мог бы составить десятки миллиардов рублей. Выгода для метрополитена – инвестиции. Выгода для города – разгрузка улиц от автомобилей и решение проблемы пробок. Вот только наступит эта эра благоденствия, видимо, нескоро.
«К сожалению, реализацию идеи решено отложить на какое-то время, − рассказала корреспонденту газеты ВЗГЛЯД начальник отдела по стратегическому планированию и связям с общественностью холдинга «Фаэтон» Екатерина Артемьева. − Специалисты объяснили, что пока нет технической возможности воплотить ее в жизнь. Поэтому и полноценного бизнес-плана мы пока не составляли, проект детально не проработан. Но мы верим, что когда-нибудь это случится. Многое будет зависеть от развития метрополитена. Его представители говорят, что, возможно, в будущем будут перестроены центральные станции. Тогда можно будет и вестибюль переоборудовать».
А пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель довела до корреспондента газеты ВЗГЛЯД отрицательное мнение своего руководства: «Я не слышала, чтобы проект серьезно рассматривался в правительстве Петербурга. По словам вице-губернатора Александра Полукеева, он его пока «в глаза не видел». Не видели его пока и мы. Но на словах, действительно, руководству метро было сделано подобное предложение, без каких бы то ни было проектов и просчетов.
Наша позиция такова: услугу на данный момент в метро оказать невозможно. Да, комфорт передвижения развивать нужно, но не так. Сначала надо в достаточной степени развить транспортную сеть, чтобы метро было на доступном расстоянии от домов большинства петербуржцев, а уже потом задумываться о том, чтобы обеспечить повышенный комфорт для кого-то. Кроме того, пробить отдельные лифты на станцию для состоятельных граждан − невозможно».
Глава питерской подземки Владимир Гарюгин высказал свое жесткое «нет» в эфире «Эхо Петербурга»: «Если говорить о какой-то вип-услуге, то человек должен комфортно добраться до платформы, где он садится в поезд. Сегодня мы знаем, насколько ограничены возможности на многих станциях старого типа. И мы понимаем, что ничего дополнительного сегодня прицепить к метро нельзя. По крайней мере − на самых напряженных линиях. Как сегодня в часы пик народ садится, особенно в спальных районах, никому рассказывать не надо. Поэтому решать эти вопросы нереально. Разговоры о стюардах, свежевыжатых соках − это нереальные вещи, какой-то пиар».
Поделился с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД своим видением и видный представитель класса предпринимателей, председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Петербурга Сергей Федоров: «Отрицательно отношусь. У нас в городе количество малых предприятий 220 тысяч. Это − своего рода формирующийся средний класс. Так его нужно не отделять от народа, а, наоборот, приближать! Я бы не рекомендовал никому инвестировать в это. Может быть, сиюминутная выгода от проекта будет и неплохая, но последствия все равно будут отрицательными. Любое социальное разделение – это плохо. Вместо этого нужно постоянно улучшать работу метрополитена, строить парковки – так и можно победить проблему пробок. Я, например, сейчас решаю ее так: доезжаю на своей машине до ближайшей станции метро, бросаю там машину куда бог пошлет (бы была парковка, я бы заплатил, но ее нет), сажусь на метро и еду на работу…»
У простых пассажиров новая идея тоже вызывает сложные чувства.
«Только в метро нам випов не хватало… Может, им и мигалку на спецвагон прикрепить, чтобы перед ним все расступались? – негодует Ирина Борисовна, продавец мороженого. − Лучше бы наоборот сделали: буржуев − в обычный вагон, а всяких заслуженных врачей и учителей − в прицепной. Со свежевыжатым соком и свежей прессой, конечно».
В Интернете можно почитать и более радикальные мнения. Кто-то уже успел сравнить новую идею с апартеидом.