Церемония вручения международной премии Крафорда 2008 года в области астрономии и математики состоялась в среду в Стокгольме. Половину премии разделили между собой россиянин Максим Концевич, работающий во Франции в Институте высших научных исследований, и американец Эдвард Уиттен из Института высших исследований города Принстона.
Мы полетим, это будет удивительный полет – через кашу из звезд двух галактик, которые сливаются
Как подчеркнули в Королевской академии наук Швеции, награда была вручена ученым за важный вклад в область математики, на который их вдохновили положения современной теоретической физики.
Исследования Максима Концевича затрагивают фундаментальные вопросы современной физики. По утверждению одного из ведущих специалистов в теории суперструн Брайана Грина, Максим Концевич своими работами вывел эту теорию из тупика. Концевич дал математически строгую формулировку интегралов Фейнмана для топологической теории струн через введенное им понятие пространства модулей стабильных отображений.
Вторая половина премии, общий размер которой составляет 500 тыс. долларов, была вручена за исследования в области астрономии российскому академику Рашиду Сюняеву, работающему в Институте космических исследований РАН, а также в Институте астрофизики им. Макса Планка в Германии.
Вручение премии Сюняеву подчеркивает его важный вклад в область астрофизики высоких энергий и космологии, в частности в изучение особых процессов, происходящих в окрестностях черных дыр и нейтронных звезд, говорится в мотивации Королевской академии наук Швеции.
Рашид Сюняев почти 40 лет назад теоретически доказал: процесс зарождения Вселенной можно отследить по следам звуковых волн. Подтвердить его расчеты раньше было невозможно – не было приборов, способных засечь столь малые сигналы. Но недавно американские спутники зафиксировали эти акустические пики, сообщает канал «Вести».
В настоящее время Рашид Алиевич занимается изучением так называемой темной энергии. Она составляет 96% от массы Вселенной. Остальные 4% – привычное людям вещество, состоящее из атомов. Понять природу темного вещества ученые надеются при помощи спутника спектр-рентген-гаммы.
«Этот проект уникальный, – рассказал журналистам Рашид Сюняев. – Мы сможем запустить группу рентгеновских телескопов, которые будут самыми чувствительными в мире. Мы надеемся, что при помощи этих телескопов через четыре года мы будем сканировать всё небо, и мы увидим все скопления галактик».
По его словам, галактики во Вселенной не стоят на месте: они перемещаются, сливаются и образуют новые формы. Именно это может случиться и с нашей галактикой – Млечным Путем, в которую буквально врежется галактика Туманность Андромеды. Некоторые уже окрестили новое образование «Путем Андромеды».
«Когда сольются две галактики, наша Солнечная система почувствует необычайное ускорение, нас выбросит из плоскости нашей галактики. Мы полетим, это будет удивительный полет – через кашу из звезд двух галактик, которые сливаются», – предсказывает Рашид Сюняев.
Впрочем, беспокоиться на этот счет еще рано. Произойти глобальное столкновение может не раньше чем через 3 млрд лет. Это значит, что время, чтобы найти запасную галактику, у человечества еще есть.
Премия Крафорда, известная также как малая Нобелевская, была учреждена шведским экономистом и промышленником Хольгером Крафордом и его супругой Анной Гретой в 1980 году. Впервые она была вручена спустя два года. Награда отмечает работы не только в области математики и астрономии, но и в медицине (исследования полиартрита), а также в области геологических и биологических наук.
По сложившейся традиции каждая из ежегодных премий посвящена одной из упомянутых номинаций. В 2008 году отмечены исследования в области математики и астрономии. В следующем году Королевская академия наук Швеции назовет лауреатов премии в области исследования полиартрита.