Гендиректор и генеральный конструктор, Герой Социалистического труда, академик Гай Северин скончался в Москве, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на администрацию научно-производственного предприятия «Звезда».
В скафандрах, созданных на «Звезде», отправился покорять космос Гагарин, а Леонов совершил первую космическую прогулку
Как пишет сайт Russian Academy of Sciences, Гай Ильич Северин родился 24 июля 1926 года в селе Чудово (ныне Новгородской области).
В 1949 году окончил Московский авиационный институт. С 1947 года работал в Лётно-исследовательском институте им. М. Громова, занимался исследованиями и лётными испытаниями средств спасения экипажей летательных аппаратов и систем заправки самолётов топливом в полёте.
Северин был специалистом в области исследований и разработки автономных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, повышения безопасности полетов и эффективности летательных аппаратов.
Под руководством Гая Северина были разработаны принципы и действующие прототипы средств приземления и покидания ракеты-носителя космонавтами кораблей «Восток».
С 1964 года ученый стал главным конструктором, затем генеральным конструктором и, наконец, генеральным директором ОАО Научно-производственного предприятия «Звезда», расположенного в подмосковном посёлке Томилино.
Продукция этого предприятия успешно эксплуатируется на тысячах военных и гражданских самолетов и вертолетов в России и за рубежом, а также на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях.
Под руководством Северина были разработаны скафандры, системы жизнеобеспечения и средства аварийного покидания всех космических кораблей и орбитальных станций, начиная с кораблей «Восход», шлюзовая камера корабля «Восход-2», установка для маневрирования и перемещения космонавтов в открытом космосе, а также ряд других систем и изделий «Звезды», уточняет Russian Academy of Sciences.
В скафандрах, созданных на «Звезде», отправился покорять космос Юрий Гагарин, а Алексей Леонов совершил первую в истории космонавтики космическую прогулку, писала «Наука и жизнь».
Многие сотни пилотов обязаны своей жизнью катапультным креслам, разработанным на предприятии.
«Слово «невозможно» нам неизвестно, – говорил Гай Северин в интервью научному изданию. – Перед нами поставлена задача: спасти пилота в любой ситуации, в любом режиме полета, спасти без травм и вернуть в строй. У нас до 97% летчиков после катапультирования продолжают летать, а у американцев и европейцев – только 60%. Разрыв огромный. У них случаются травмы головы, рук, ног при катапультировании на скорости 600–700 км в час, а мы даже на скорости 1400 километров обходимся без травм».
В 2000 году Гай Ильич стал академиком РАН Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления (машиностроение). Он был действительным членом Международной академии астронавтики.
Северин – один из организаторов кафедры систем жизнеобеспечения и безопасности полетов в Московском авиационном институте, им написан ряд учебников и пособий.
Он обладатель множества высоких наград. В 1966 и 1971 годах получил ордена Ленина, в 1971-ом – Октябрьской революции, в 1992-ом – Дружбы народов, в 1996-ом – «За заслуги перед Отечеством» III степени.