Пограничный корабль КНДР в субботу утром по приморскому времени задержал в Японском море российский грузовой теплоход, принадлежащий Камчатскому морскому пароходству, пишет РИА «Новости».
Власти КНДР длительное время не подписывают международную конвенцию безопасности мореплавания
По сообщению капитана «Лидии Демеш», на борт судна поднялись офицер и двое моряков-пограничников. Не владея английским или русским языками, они жестами показали, что корабль задержан.
Грузовому теплоходу было приказано под конвоем следовать в один из морских портов Северной Кореи, сообщает дежурный капитан Владивостокского морского спасательно-координационного центра (СКЦ) Владимир Ерошкин.
«Теплоход Камчатского морского пароходства «Лидия Демеш», шедший с партией автомобилей из японского порта Хамата во Владивосток, был остановлен пограничным кораблем КНДР у мыса Мусудан, что примерно в трех-пяти милях от побережья КНДР», уточнил он.
После того как экипаж теплохода связался с Владивостокским СКЦ и сообщил о задержании, связь с судном пропала, нет ее и до сих пор.
О задержании «Лидии Демеш», на борту которой находятся 25 россиян, сразу сообщили российским пограничным властям и в МИДе РФ. В приморском представительстве министерства уже приступили к выяснению причины задержания.
Одна из версий, которую озвучил РИА «Новости» источник в Тихоокеанском флоте РФ, заключается в том, что российское судно приблизилось к северокорейскому ракетному полигону, войдя в прибрежные воды, закрытые Пхеньяном для международного судоходства.
«По международным правилам, граница государственных территориальных морских вод проходит в 12 милях от берега. Российский сухогруз был остановлен примерно в трех-пяти милях. Однако в международной практике суда во время шторма и в форс-мажорных ситуациях могут заходить в территориальные воды той или иной страны, ставя об этом в известность пограничные власти, – уточнил он. – Но власти КНДР длительное время не подписывают Международную конвенцию безопасности мореплавания, игнорируя общепринятые правовые нормы».
«Пхеньян пока не ставил нас в известность о задержании российского судна», – сообщил агентству представитель генконсульства КНДР в Находке.
Последний аналогичный случай у мыса Мусудан произошел в декабре 2005 года. Российский теплоход «Терней», принадлежащий приморской судоходной компании «Ардис» и шедший с грузом из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, попал в шторм.
Поскольку судно относилось к классу «река-море», капитан, опираясь на нормы Международной морской конвенции, в поисках укрытия принял решение войти в территориальные воды КНДР.
Он поставил об этом в известность пограничные власти Северной Кореи и даже получил соответствующее разрешение, о чем есть запись в судовом журнале.
Но вскоре судно было остановлено северокорейскими пограничниками. Они поднялись на борт и потребовали от капитана взять курс на порт Кимчак.
Руководство судоходной компании запретило капитану это делать, опасаясь последствий шторма. В результате теплоход и 14 членов его экипажа были задержаны
Тот инцидент разбирался с участием российских дипломатов. «Генконсульство России просило освободить судно, поскольку по международному праву оно имело право на мирный проход. По данным капитана, который поддерживает связь с судовладельцем, подход к берегу был вынужденным», – сообщили в дипмиссии.
МИД России назвал то расследование «неоправданно затянувшимся».