«Мы не верим, что он (матрос, против которого возбуждено уголовное дело. – Прим.) мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочную объемную химическую защиту), – рассказывает один из офицеров экипажа «Нерпы». – Я с ним служу с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист, который прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ», – приводит слова офицера «Интерфакс».
Безусловно, было что-то нарушено, сейчас возникает вопрос, что именно
Сослуживцы подозреваемого опасаются, что он признал свою вину под давлением. «Его увезли еще вчера на допрос, и до сих пор он не вернулся», – сообщил коллега обвиняемого.
Вечером в четверг обвиняемый матрос «Нерпы», который утром дал признательные показания, принял участие в следственном эксперименте, во время которого воспроизвел все действия, совершенные им на подлодке.
В ответ на доводы экипажа «Нерпы» о давлении на их сослуживца со стороны следователей в Следственном комитете при прокуратуре (СКП) РФ заявили, что все действия следствия в отношении подозреваемого абсолютно законны.
«Перед началом следственных действий проведено медицинское освидетельствование подозреваемого, по заключению которого он здоров и может участвовать в следственных действиях», - заявил «Интерфаксу» официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин.
«Была проведена проверка показаний на месте, где подозреваемый воспроизвел в присутствии понятых и с участием специалиста и своего защитника все действия, которые были произведены матросом на подводной лодке в момент трагедии», - подчеркнул представитель СКП.
Однако о возможной ошибке следствия говорит тот факт, что простые подводники не имеют доступа к системе пожаротушения на АПЛ.
«ЛОХ защищена несколькими уровнями подтверждения, допуск к системе имеют члены экипажа рангом не ниже старшего офицера», – рассказал РИА «Новости» источник в комиссии по расследованию ЧП.
Как матрос мог запустить систему пожаротушения на подлодке, еще предстоит установить. Сейчас эксперты приступили к исследованию технического состояния системы пожаротушения АПЛ «Нерпа».
«Специалисты должны выяснить, возможно ли повторение ситуации. Нужно понять, как человек, не имеющий допуск на включение ЛОХ, смог ее включить», – пояснил член комиссии по расследованию ЧП.
По мнению военного эксперта Владислава Шурыгина, авария на подлодке – это трагическая случайность.
«Принцип работы системы ЛОХ заключается в том, что она закачивает в отсек, где происходит возгорание, инертный газ, который способен потушить пламя. Газ, естественно, ядовитый, в связи с чем у каждого подводника имеется ПДА (переносной дыхательный аппарат. – Прим.), – рассказал Шурыгин в интервью телеканалу Russia.ru. – На «Нерпе» находились 208 человек, лодка не принадлежала ВМФ и числилась за заводом. Безусловно, было что-то нарушено, сейчас возникает вопрос, что именно? Либо не хватило устройств ПДА, либо они были недоступны (их могли не носить с собой), либо погибшие не были обучены работе с ПДА и трагедия произошла из-за возникшей растерянности».
Как писала газета ВЗГЛЯД, в четверг стало известно, что в смерти 20 подводников обвинили матроса экипажа подлодки «Нерпа». Следствие считает, что без всякого на то основания он запустил систему пожаротушения подводной лодки.
«В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК РФ («причинение смерти по неосторожности двум и более лицам»)», – заявил официальный представитель СКП Владимир Маркин.
Напомним, ЧП на подлодке «Нерпа» произошло 8 ноября. Во время ходовых испытаний включилась автоматизированная система пожаротушения. В результате погибли 20 человек, трое из которых – военнослужащие ВМФ, 17 – гражданские специалисты. Всего на борту АПЛ было 208 человек, в том числе 81 военнослужащий.
Руководство Амурского судостроительного завода сообщило, что выплаты семьям погибших подводников будут увеличены в четыре раза – с 50 тыс. до 200 тыс. рублей, все пострадавшие во время ЧП получат по 75 тыс. рублей. Хабаровский край дополнительно выплатит семьям погибших по 100 тыс. рублей. Сейчас все пострадавшие в результате аварии на АПЛ находятся в госпитале в Приморье.