Мало кому из автомобилистов нравятся права старого образца. Они не так удобны, менее долговечны, к тому же для них нужны специальные фотографии, которые нужно сделать и принести заранее. На пластик же фотографируют прямо в ГИБДД.
К сожалению, они не понимают, что мы для них старались. А виноваты в сложившейся ситуации совсем другие люди
Почему эта ситуация до сих пор не решена, корреспонденту газеты ВЗГЛЯД рассказал Александр Холодов, председатель питерского отделения Комитета по защите прав автомобилистов, имеющего филиалы в Москве, Московской области, Петербурге и Екатеринбурге.
Но прежде чем объяснить причину нынешнего положения вещей, он предложил изучить историю вопроса.
В январе 2005 года вступила в силу глава 25.3 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок уплаты и размер госпошлины. После этого все платежи сверх пошлины, взимаемые органами ГИБДД за бланки и номерные знаки, стали незаконными. В ряде мест, правда, незаконными они остались только на бумаге.
Понадобилось почти два года, чтобы на коммерческую деятельность чиновников от ГИБДД обратил внимание Верховный суд. Наконец своим решением в ноябре 2006 года суд признал взимание любых платежей, кроме госпошлины, неправомерным: «…Государственная пошлина, будучи законно установленным сбором, является единственным и достаточным платежом за совершение государственным органом юридически значимых действий», – говорится в постановлении.
В итоге в течение нескольких месяцев руководство Госавтоинспекции отменило оплату так называемой спецпродукции (номера, бланки, талоны и пр.), организовав финансирование ее изготовления, как и предусмотрено законом, за счет бюджета, а не за счет автолюбителей.
Однако по неизвестным причинам исключением из общего правила стало изготовление пластиковых водительских удостоверений. Регистрационно-экзаменационные подразделения ГИБДД продолжали взимать с граждан дополнительную оплату за пластик.
«Пластиковые права должны выдаваться только за госпошлину, которая сейчас составляет 200 рублей. А в Москве и некоторых других городах страны с людей требовали перечислить дополнительно где 300, где 500 рублей, – делится Александр Холодов. – Причем деньги предлагалось перевести в какие-то ООО, то есть частным компаниям».
В марте прошлого года теперь уже Конституционный суд разъяснил, что так делать нельзя. Но опять не везде этот призыв был услышан. Автомобильные правозащитники уже на местном уровне, например в Екатеринбурге, стали подавать в суд на конкретное УГИБДД. После чего выдача образца № 2 (пластика) там была приостановлена. Ситуация нормализовалась только через несколько месяцев.
А недавно, 26 августа этого года, жалобы на тему поборов при выдаче водительских прав заставили центральный аппарат ГИБДД разослать во все области России строгое указание № 13/5-169 о недопустимости нарушения прав и свобод граждан при обращении их за пластиком.
Однако результат оказался не совсем таким, как ожидали водители: в Москве и области форму № 2 и вовсе перестали выдавать.
Лидер Комитета по защите прав автомобилистов не исключает, что дальше будет еще хуже. По его прогнозам, если ситуация будет развиваться по сегодняшнему сценарию, то автомобилистам Москвы и области в ближайшее время следует ожидать проблем с выдачей и бумажных удостоверений: документы заказывались на Гознаке заранее, их количество планировалось с таким расчетом, что большинство людей выберет пластик.
В общем, ситуация развернулась таким образом, что теперь в неправомерных действиях ГИБДД автомобилисты начинают винить инициаторов судебных разбирательств по отмене поборов.
«Да, есть такие настроения. На некоторых автомобильных форумах прямо кивают на правозащитников. Мол, не лезли бы, не злили ГИБДД – и все было бы нормально, мы бы сейчас продолжали получать пластик, пусть и не по закону, пусть и с переплатой. А теперь, мол, мы все испортили, – признается Александр Холодов. – К сожалению, они не понимают, что мы для них старались. А виноваты в сложившейся ситуации совсем другие люди».
Холодов поделился информацией из своих источников: МВД и ДОБДД готовятся выйти на правительство для решения проблемы на федеральном уровне. По его сведениям, предлагается изменить нормативные акты, чтобы теперь и по закону граждане могли получать только гознаковский вариант водительского удостоверения.
Интересно, что в Петербурге проблем с дополнительными поборами за пластик и запрета на выдачу таких прав нет. Александр Холодов, сам житель Петербурга, не раз критиковавший местное УГИБДД, отмечает, что здесь местные гаишники оказались на высоте.
Что же касается Москвы, то официальные причины гонений на пластик в столице долго не назывались. Полуофициальную версию озвучивали СМИ: гаишники якобы получили указание «сверху» приостановить оформление пластиковых водительских удостоверений, правда в устной форме.
В результате сначала 11 сентября подразделения ГИБДД Московской области, а затем 16 сентября ГИБДД Москвы отменили выдачу водительских удостоверений образца № 2.
В некоторых отделах ГИБДД лишь появились надписи: «С 16 сентября в Москве приостанавливается выдача водительских удостоверений образца № 2 (пластиковые карточки размером 54x86 миллиметров)».
В Отделе пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУВД Москвы газете ВЗГЛЯД комментарий получить не удалось. В пресс-службе ГИБДД Московской области также не дали никаких вразумительных ответов, заявив, что «мы ничего не знаем, нужно узнавать решение по этому вопросу».