Второй президент Индонезии Мухаммед Сухарто скончался в воскресенье в возрасте 86 лет. Об этом сообщают мировые информационные агентства со ссылкой на врачей госпиталя «Пертамина» в Джакарте, где последние три недели находился Сухарто.
Диктатора обвиняют в том, что за десятилетия власти он и его семья положили себе в карман не менее полумиллиарда долларов
Как уточняет китайское информационное агентство Синьхуа, руководитель врачебной группы, лечившей Сухарто, Марджо Соебиандоно заявил, что состояние здоровья Сухарто ранним утром 27 января внезапно ухудшилось, все его жизненно важные органы отказали и жизнь экс-президента поддерживалась с помощью аппарата искусственного дыхания.
По словам офицера полиции Дики Сондани, диктатор умер в 13.10 по местному времени, уточняет агентство Reuters.
В стране уже официально объявлена неделя траура. Глава государства Сусило Бамбанг Юдхойоно выразил глубокие соболезнования его родным и близким. В телевизионном обращении к стране он призвал «соблюдать тишину, отдавая дань уважения бывшему лидеру нации, который оказал столько услуг своей обожаемой родине», сообщает ИТАР-ТАСС.
Похоронить себя генерал Сухарто завещал рядом с могилой единственной жены на семейном кладбище в 50 км от Соло (Центральная Ява).
Как отмечает РИА «Новости», многолетнему правителю Индонезии предстоит упокоиться в красивейшем месте в предгорьях расположенной на границе Центральной и Восточной Явы горы Лаву.
Те, кому приходилось работать с диктатором, отзывались о нем с уважением. Так, по словам Ричарда Вулкотта, бывшего посла Австралии в Индонезии, Сухарто «был известен как «улыбающийся генерал», поскольку производил впечатление приятного человека, однако за этой улыбкой скрывалось нечто стальное», отмечает CNN.
Второй по счету президент Индонезии – четвертой по численности населения страны в Юго-Восточной Азии – был также известен как Бапак Пембангунан («Отец развития»).
Своей страной он правил действительно железной рукой, однако, по словам своих соплеменников, сделал для страны очень много.
Сухарто пришел к власти благодаря нестабильной обстановке в стране. Воспользовавшись антикоммунистическими демонстрациями студентов, в марте 1966 года он взял на себя руководство правительством, в марте 1967-го был объявлен исполняющим обязанности президента, а через год Сухарто стал президентом. В 1973, 1978, 1983, 1988, 1993 и 1998 годах переизбирался на пост главы государства.
Созданная им правящая партия «Голкар» на парламентских и местных выборах неизменно получала большинство голосов. В стране фактически установился режим авторитарной власти с доминированием военных во всех областях общественной жизни.
Во внутренней политике Сухарто приветствовал приток иностранных инвестиций, а уже в начале 1970-х годов ему удалось остановить инфляцию и добиться положительных сдвигов в экономике. Индонезия вернулась в ООН, в 1967-м стала членом – основателем АСЕАН.
За время правления диктатора были проведены грандиозные миграционные программы, во время которых множество безземельных крестьян было переселено с Явы в другие районы страны. По данным BBC, они способствовали возникновению региональных конфликтов.
Тысячи мирных жителей погибли в ходе военных операций в провинциях Ачех и Папуа и в Восточном Тиморе, который индонезийские войска оккупировали в 1975 году.
Сухарто оставил свой пост в 1998 году, подав в отставку из-за внутреннего политического кризиса, вызванного финансовым кризисом в Азии. Тогда на Сухарто посыпались обвинения в массовом терроре и коррупции.
Диктатора обвиняют в том, что за десятилетия власти он и его семья положили себе в карман не менее полумиллиарда долларов.
Однако специальная комиссия Генеральной прокураторы страны сочла его не способным предстать перед судом из-за слабого здоровья. Сам экс-президент всегда отрицал свое участие в коррупции и не покинул своей страны.
Продолжались только слушания по гражданскому иску о хищениях в негосударственных благотворительных фондах на общую сумму 11,5 трлн индонезийских рупий (более 1,2 млрд долларов).
Самая старшая дочь Сухарто, Сити Хариянти «Тутут» Рукмана, со слезами на глазах обратилась к народу Индонезии с просьбой простить ее отца за ошибки, допущенные им в годы правления страной.
Ее молитвы имеют все шансы быть услышанными, так как действия Сухарто уже сейчас оцениваются более или менее объективно.
«Да, коррупция была. Да, он оказывал услуги своей семье и своим друзьям. Но были реальный рост и реальный прогресс. Я считаю, что народу Индонезии повезло», – полагает и посетивший умиравшего Сухарто в больнице создатель современного Сингапура Ли Куан Ю.