Проект по запуску авиатакси осуществляет компания Dexter. Как они сами себя называют, «первое в России воздушное такси». Строго говоря, подобные полеты в стране уже были, они осуществляются с 2006 года. Но прописку на Северо-Западе самолеты-такси получили только сейчас. 22 января состоялась официальная презентация этого проекта в Петербурге.
Пассажирами авиатакси должны стать менеджеры крупных компаний, не желающие тратить время на поездку в поезде
Руководитель проекта Евгений Андрачников утверждает, что стоимость перелета Петербург – Петрозаводск – Череповец и обратно будет стоить около 150 тыс. рублей (по цене 130 рублей за километр). Пассажирами авиатакси должны стать менеджеры крупных компаний, не желающие тратить время на поездку в поезде.
Что же касается обычных рейсовых авиалиний, то они есть далеко не везде. Если в начале 1990-х годов в Северо-Западном регионе было до нескольких тысяч местных авиарейсов в неделю, то сейчас лишь несколько десятков. По сути, этот вид услуг сошел на нет. По словам Андрачникова, есть населенные пункты, куда «самолеты не летают, расписание поездов очень дискомфортное, а от поездки на автомобиле по местным дорогам удовольствие, понятно, ниже среднего».
На авиатакси, например, до Петрозаводска можно долететь за час. Если учитывать пробки, то это быстрее, чем добраться до аэропорта из центра города.
Инвестиции в проект составляют 33 млн долларов, срок окупаемости – конец следующего года. А к 2011-му Dexter планирует расширить свое присутствие до территории всей страны и увеличить авиапарк до 100 воздушных судов.
Раньше у компании планы были еще более амбициозные – иметь 150 самолетов уже к 2010 году. Пока же парк состоит лишь из пяти машин.
Dexter выделил круглосуточную телефонную линию для заказа авиатакси – 8-800-333-22-11. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД позвонил туда, чтобы узнать об услуге больше.
«В Пулкове теперь будет постоянно базироваться наш самолет Pilatus. Это швейцарский восьмиместный самолет, который без дозаправки может покрывать расстояние до 1000–1500 километров. Сейчас у компании пять легких самолетов.
Два Pilatus PC-12 базируются в Москве и Петербурге, есть еще три самолета М101T отечественного производства на четыре-пять мест, покрывающие расстояние в 600–700 км без дозаправки. Они совершают регулярные рейсы и базируются в Самаре и Нижнем Новгороде, – рассказала специалист горячей линии для заказа авиатакси. – Желающие могут позвонить по нашему телефону и заказать полет. Мы берем примерно час на раздумье, чтобы выяснить техническую возможность полета и не занят ли самолет.
Если на регулярных рейсах можно купить билет на одного человека, то Pilatus можно выкупить только целиком. Цена рейса зависит от километража. Тариф – 130 рублей за километр. Таким образом, полет из Петербурга в Москву в одну сторону выйдет в 153 тыс. рублей».
Оператор круглосуточного телефона призналась, что рейсы сейчас очень востребованы. Заказы есть почти каждый день.
«А что, нормальная идея, –прокомментировал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД появление в Петербурге авиатакси известный пилот вертолета Вадим Базыкин. – Думаю, у них появятся свои клиенты. Хотя для полетов в Москву вряд ли целесообразно использовать этот самолет. Я тоже, например, часто летаю в столицу, и меня вполне устраивает рейсовый.
Может быть, услуга пригодилась бы каким-нибудь банкирам. Они часто летают по 4–6 человек. Но больше, думаю, будут востребованы другие направления. Города, в которые не добираются регулярные рейсы. Апатиты Мурманской области, например. Там хороший аэродром, он даже международным мог бы быть, но рейсов туда нет. И таких городов в стране очень много, куда людям надо, а обычный самолет не летит. В Сибирь – в Томск, Красноярск – тяжело добраться, это надо через Москву или через Новосибирск, с пересадками. В Сочи, я считаю, мало рейсов.
В общем, начинание хорошее. Единственное, что хотел бы заметить, самолеты эти довольно слабенькие, развивают скорость всего 300–350 км в час. Думаю, серьезные бизнесмены, которым куда-то часто приходиться летать, могли бы выбрать что-то посерьезнее».