Активисты 44 профсоюзных организаций, которые шествовали сегодня утром по Тверской, оказались ранними пташками. Уже к 8.30 они плечом к плечу стояли на старте марша, занимая всю проезжую часть 1-й Тверской-Ямской улицы от дома 30 до площади Тверской Заставы. Бродячие собаки приветствовали демонстрантов заливистым лаем, сотрудники многочисленных кафе старались запечатлеть каждый шаг отмечающих Первомай тружеников на камерах своих сотовых телефонов. Даже проходящие мимо цыганки признались, что отказываются воровать в этот день. «Праздник же, дорогой!» – успокоила одна из женщин насторожившегося было охранника модного бутика.
За нацпроекты и повышение зарплат
Мы выступаем за мир. Эта демонстрация – альтернатива ненависти и желчи, которые проявляет эстонская сторона
По традиции, возглавил марш духовой оркестр. Под бравурные звуки старых советских песен след в след за музыкантами шествовали учителя и студенты. На алых растяжках красовались требования увеличить зарплаты «работникам образования» в полтора раза уже в следующем году. А также существенно повысить стипендии.
Горожан постбальзаковского возраста больше волновал пенсионный вопрос. Посему их основной призыв гласил: «Деятельность Пенсионного фонда – под строгий контроль профсоюзов». «Дорожники» обошлись без лозунгов. Вместо этого на суд широкой публики они представили замысловатую движущуюся конструкцию, которую венчал щит с названием участвовавшего в шествии предприятия. Московский электропрофсоюз запустил в небо чернильно-синий дирижабль. А одна из строительных компаний – оранжевый воздушный шар с фирменным знаком, который, откровенно говоря, очень смахивал на «креативную» рекламу данной организации.
По части «джинсы» строители вообще оказались самыми большими мастерами. «В столице каждый четвертый дом – наш», – гласил размещенный на огромной растяжке лозунг, «подписанный» внушительным логотипом некой стройконторы. И поди пойми, то ли фирма так гордится трудолюбием своих сотрудников, то ли ненавязчиво «пиарит» собственное имя во время массового мероприятия.
Замыкали шествие, прикрывая профсоюзные тылы, единороссы с молодогвардейцами. Флагманы партийной колонны несли темно-синее полотнище, на котором белыми буквами был начертан любимый единороссовский слоган: «Сильная Россия – единая Россия». Следом за ними шли активисты с синими единороссовскими и белыми молодогвардейскими флагами в руках. Партийцы, видимо, решили не выдвигать никаких требований в письменном виде, поэтому ограничились двумя скромными плакатами. Один гласил: «Путин – наш президент», другой – «Демократия! Свобода! Суверенитет!».
Зато устное творчество активистов было куда разнообразнее. «Единая Россия», у нас лучшая колонна», – с первых шагов начал развлекать демонстрантов «запевала» с мегафоном в руках. «Национальные проекты президента – в жизнь», «Поддержим отечественного производителя», «Единая Россия», вместе мы победим», «Россия – это я!», «Единая Россия», на нас работает время!» – не унимался «тамада». На каждый выкрик толпа реагировала дружным «ура!». И только слоган одного из молодогвардейцев, которому дали мегафон: «Преемник – это я!», колонна встретила дружным смехом.
Во время одной из пауз в движении демонстрантов по 1-й Тверской-Ямской перед партийной колонной внезапно возник не человек с громкоговорителем, а юноша с прозрачной банкой, в которой позвякивали рубли и зеленели «десятки». Молодой человек представился комиссаром движения «Наши» и принялся требовать у единороссов денег на поддержку семьи убитого в Таллине во время пятничных волнений 20-летнего россиянина Димы. Партийцы опешили, но листовку с номером расчетного счета, на который следует переводить средства, взяли. «Мои ровесники денег почти не дают. Обычно, знаете, дают люди постарше», – рассказал газете ВЗГЛЯД назвавшийся Тимуром юноша.
Противоэcтонский «Мир! Труд! Май!»
Тема Эстонии вообще регулярно всплывала на шествии. По мнению председателя комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмилы Стебенковой, первомайский лозунг «Мир! Труд! Май!» актуален как никогда. «Мы выступаем за мир. Эта демонстрация – альтернатива ненависти и желчи, которые проявляет эстонская сторона», – пояснила депутат.
«Не всегда нужно устраивать что-то свое. Можно поддержать чужое, но хорошее. Например, традиционный для профсоюзов праздник мира и труда», – объяснил газете ВЗГЛЯД, почему единороссы решили не выступать отдельной колонной, вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский.
Правда, дань традициям – не единственное, что подвигло партийцев присоединиться к профсоюзным активистам. Требования об увеличении зарплат и пенсий, с которыми профсоюзы вышли на марш, единороссы тоже считают закономерными и полностью одобряют. «Единая Россия» не только поддерживает профсоюзы в их требованиях, но и делает все, чтобы улучшить жизнь россиян. Мы боремся за то, чтобы приблизить минимальную зарплату к прожиточному минимуму», – рассказал газете ВЗГЛЯД депутат Госдумы Владимир Васильев.
«У нас пенсии не должны быть ниже прожиточного минимума», – дополнила коллегу, беседуя с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД, Людмила Стебенкова.
Наконец, демонстранты добрались до места назначения. Возле здания мэрии на Тверской, 13 уже была воздвигнута сцена, а на двух огромных экранах рябила надпись «1 мая» на фоне гроздьев белой сирени. И вот запел Газманов, а на помост поднялся столичный градоначальник Юрий Лужков.
Поздравив собравшихся с праздником «Весны, Труда и Надежды», мэр принялся отчитываться об успехах. По его словам, за два года реальный сектор столичной экономики вырос на 20%. «Бюджетные» зарплаты за год увеличились на 26% и в следующем году прибавят еще 40%, чтобы достичь размера среднего по городу жалованья. Благодаря доплатам из московского бюджета, как объяснил градоначальник, «ни один пенсионер, ни один ветеран не имеет меньше прожиточного минимума». «Это результат того настроения и действий, которые правительство Москвы, Мосгордума и профсоюзы отрабатывают и отслеживают постоянно», – заявил Юрий Лужков.
Видимо, вспомнив про ветеранов, мэр со столичных достижений переключился на ситуацию в Эстонии. Пояснив, что «мы должны не только возмущаться», но и «решать проблемы», Лужков призвал объявить бойкот всему эстонскому. По мнению мэра, простые россияне должны отказаться от товаров, произведенных в этой прибалтийской республике, а отечественный бизнес и власть обязаны «перестать взаимодействовать с Эстонией».
Выпустив пар, Лужков перешел от внешнеполитических к внутригородским проблемам. Они оказались схожи с проблемами всей страны. Градоначальник посетовал, что наука у нас в загоне, поэтому вместо производства, «связанного с собственными передовыми технологиями», у нас растет и ширится отверточная сборка различного вида зарубежных товаров. Дорожные фонды ушли под ведомство федералов, поэтому ветшают старые и не строятся в необходимых количествах новые трассы. А энергетика живет по принципу «пока гром не грянет, Чубайс не перекрестится»…
Под звуки гневных речей градоначальника народ начал постепенно расходиться. Объединяясь больше трех за снисходительными спинами стражей порядка, демонстранты разливали по пластиковым стаканчикам горячительное и тостовали за Первомай.