– Господин Заренков, что сейчас происходит в Таллине вокруг памятника Воину-Освободителю?
– Сейчас вокруг памятника Воину-Освободителю установлен сеточный забор. Здесь же находится около полусотни полицейских в ярких желто-зеленых мундирах.
На них напали люди в специальном обмундировании, они заставили людей выйти из машины, а затем положили их на землю
Им помогает охранная фирма «Скорпион», которая непосредственно охраняет другую фирму под называем «Теллинек». Эта фирма устанавливает сейчас большую палатку. Это прочное сооружение размером в 150 квадратных метров закроет тот участок земли, где будут производиться раскопки.
Все началось в четыре часа утра. Там была машина с представителями общественной организации «Ночной дозор», среди которых находилась женщина. На них напали люди в специальном обмундировании – мы их называем «космонавтами».
Они заставили людей выйти из машины, а затем положили их на землю. Ларисе Нещетимовой нанесли травмы. Сейчас она обратилась за медицинской помощью в больницу. А других людей отвезли на допрос в полицию.
– Все оцеплено?
– Да, оцеплено, так что рядом невозможно припарковать машину. К забору подходить тоже запрещено. На заборе на английском и эстонском языках висят таблички с надписями, что проводятся археологические раскопки и «просьба сохранять спокойствие».
– Остался ли смысл сопротивляться?
– Только что я был в прокуратуре. Написал заявление на имя окружного прокурора с просьбой расследовать этот инцидент, так же как и нарушение эстонского закона об информации. Дело в том, что начиная с 6 утра полиция отказывалась давать информацию по телефону, хотя у нас есть такая норма. Таким образом, они серьезно нарушили этот закон
– Власти угрожают «Ночному дозору»?
– Я могу сказать, что с людьми из моего близкого окружения были проведены профилактические беседы со стороны работников полиции безопасности.
– Собираетесь ли вы обращаться в международные инстанции, суд?
– Это единственный путь, чтобы хоть как-то отстоять свое право, свое понимание того, что происходит. Сейчас вокруг сетки ходит много наших сторонников, но ничего сделать нельзя. Мы чувствуем свое бессилие. Нас раздавили. Мы раздавлены физически. Но мы еще не упали нравственно. Поэтому обращение в международные организации – единственный выход. У нас сейчас шок. Потому что власть столь жестко действует по отношению к защитникам памятника. При этом на государственном радио звучат заранее записанные ролики. Постоянно крутят записи с комментариями заслуженных профессоров, которые говорят о том, что все в порядке и все происходит в соответствии с законом. Нам постоянно внушают, что Европа одобряет эти действия.