По мнению ученых всего мира, в XXI веке случится глобальное потепление. Или похолодание – климат и естественный ход событий рассудят, кто был прав.
Погода меняется, но проблемы остаются
На Северном Ледовитом пути станет меньше льда, но отдельных льдин и айсбергов станет больше, так что проходимость морской дороги не улучшится
Восьмилетний прогноз Росгидромета пророчит общее потепление на планете. Согласно прогнозу за 10 лет температура повысится на 0,6 градуса, сообщил глава Гидрометцентра Роман Вильфанд. Последствия в мировом масштабе, конечно, будут, но до всемирной катастрофы пока далеко, заявил Вильфанд.
По его словам, границы вечной мерзлоты сместятся дальше к северу, в аридных (то есть засушливых) регионах России станет еще суше, а количество осадков в умеренных и высоких широтах, наоборот, увеличится.
На Северном Ледовитом пути станет меньше льда, но отдельных льдин и айсбергов станет больше, так что проходимость морской дороги не улучшится, и в этом отношении, по мнению главного синоптика, требуется принять ряд заблаговременных экономических решений.
В общемировом потеплении Вильфанд призвал видеть не только негативные стороны, но и позитивные – например, увеличится вегетационный период, а отопительный сезон станет короче. Глава Росгидромета посетовал, что сугубо научные по сути задачи часто муссируются в СМИ и иногда создают ненужный ажиотаж. «Я рекомендую спокойнее относиться к «страшилкам» из прессы – этими проблемами должны заниматься ученые», – отметил Вильфанд.
Теорий о постепенном повышении температуры в течение ХХI века существует довольно много, хотя есть и обратные теории – о вселенском похолодании. Сторонники глобального потепления приводят в защиту своей теории увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере (прежде всего – окиси углерода).
По оценкам экспертов Межправительственной комиссии по изучению изменения климата, за XXI век температура в среднем может повыситься от 1,5 до 5,5 градусов. Меньшее количество ученых предполагает не менее глобальное похолодание приблизительно с 20-х годов XXI века – они апеллируют к общей динамике климата и своим научным выкладкам.
По этому поводу Роман Вильфанд осторожно заметил, что однозначно ответить на вопрос, кто прав, пока нельзя, поскольку главное слово в этом споре принадлежит природной изменчивости климата.
Приметы и компьютеры
Революция в прогнозировании погоды может наступить через 15–20 лет |
О народных приметах, предсказывающих погоду, главный синоптик отозвался уважительно, но заметил, что на сегодняшний день многие из них не имеют под собой никакой основы – и опять-таки из-за изменчивости климата. «Возможно, в другую климатическую эпоху они и работали, но сейчас проследить связь между приметами и фактами довольно сложно», – отметил Вильфанд. При этом он считает, что краткосрочные приметы действенны до сих пор: птицы перед дождем летают низко потому, что мошки при увеличенной влажности перед дождем высоко летать не могут.
Высказаться категорично Роман Вильфанд позволил себе всего несколько раз, и главным образом в отношении технического оснащения Росгидромета.
«Его категорически не хватает – наш суперкомпьютер «Крей», который был установлен в 1996 году, настолько устарел, что его можно рассматривать как компьютерный раритет», – подчеркнул глава Росгидромета.
По его словам, вся организация живет в ожидании того момента, когда на кредиты Всемирного банка будет установлен новый компьютер с быстродействием 10 терабайт (102 400 гигабайт).
Эти скорости позволят российским синоптикам реализовывать уже существующие наработки, для которых старое оборудование уже не подходит. Кроме того, компьютер нужен для решения сложных нелинейных уравнений из области ядерной физики и гидродинамики.
Революция в прогнозировании погоды может наступить через 15–20 лет. Роман Вильфанд рассказал, что за это время будет завершен международный эксперимент «Аргос», по итогам которого знания человечества об океане будут такими же полными, как и знания об атмосфере. Тогда долгосрочные прогнозы станут намного более точными, ведь Мировой океан сильно влияет на погоду, – напомним, за теплую зиму 2006/07 года в России ответственность возложена на поведение теплого течения «Эль-Ниньо» около берегов Южной Америки.