«Полученные результаты испытаний подтверждают высокий уровень технической надежности Ми-28Н, безотказную работу основных узлов и механизмов машины.
Развал СССР поставил крест на планах быстрого перевооружения, тем более что Министерство обороны вело себя как разборчивая невеста
Этот факт говорит о полноценной реализации функциональных возможностей, заложенных в этот ударный комплекс», – сообщил РИА «Новости» главком ВВС РФ генерал-полковник Александр Зелин.
Главком напомнил, что Ми-28Н определен как базовая боевая машина для российских Вооруженных сил. Он станет основной боевой машиной и для всей армейской авиации ВВС.
Высокие показатели надежности машины (фактически определяющие показатели боеготовности) чрезвычайно важны именно для летательных аппаратов армейской авиации, решающих задачи по непосредственной огневой поддержке войск на поле боя.
На ударные вертолеты приходится наибольшее количество боевых вылетов во время проведения частных армейских операций, в конфликтах малой интенсивности, при противоповстанческих действиях. «Сейчас исправность нашей авиационной техники составляет 42–45%, а на Северном Кавказе она достигает 65%», – сообщил 24 октября журналистам начальник Управления армейской авиации ВВС генерал-майор Виктор Иванов.
Следует отметить, что кроме «горячего» Северокавказского региона такой процент готовности парка боевых вертолетов (менее половины) является едва терпимым даже в мирное время. Но, к сожалению, к сложившейся ситуации привел ряд последовательных ошибочных решений, принятых отчасти еще в последние годы существования СССР.
Прежде всего, это решение о снятии с производства в 1991 году основного ударного вертолета Ми-24 («Крокодил», Hind) еще до запуска в серию его «наследника». Решение было обосновано недостаточными противотанковыми возможностями заслуженного «Крокодила» по сравнению с новейшей на то время модификацией американского вертолета AH-64 D Apache Longbow.
Действительно, на момент окончания серии было построено более 3500 Ми-24, и считалось, что они благополучно «доживут» в войсках до появления более современных машин.
Возможность увеличения срока службы «крокодилов» путем модернизации оружия, авионики и продления ресурса планера никто всерьез не рассматривал. Поэтому наши вертолетчики продолжают летать на потрепанных машинах, прошедших по несколько ремонтов и несколько кампаний.
Развал Союза поставил крест на планах быстрого перевооружения. Тем более что Министерство обороны вело себя как разборчивая невеста. Несмотря на многочисленные протесты и сомнения, победителем конкурса на новый боевой вертолет был объявлен Ка-50 «Черная акула» – уникальная одноместная машина. При этом генерального заказчика привлекало в «Акуле» именно то, что она была (и остается) единственным в мире одноместным боевым вертолетом.
Возражения летчиков насчет того, что безопасно пилотировать машину на предельно малых высотах, одновременно занимаясь поиском цели с последующим применением оружия, – невозможно, мягко говоря, игнорировались, ведь появилась возможность сэкономить на довольствии второго члена экипажа – штурмана-оператора вооружения.
А тем временем в КБ им. Миля успешно испытывался созданный в рамках того же конкурса Ми-28, который не был столь «революционным», как Ка-50 (тактику применения которого еще предстояло выработать), зато обладал преемственностью конструкции по отношению к Ми-24, похожим тактическим лицом, и более того – многие примененные на нем новинки могли найти (и находят теперь) применение при модернизации Ми-24.
Более простой (а значит, и более надежный с точки зрения боеготовности) и не такой «гламурный», как «Акула», Ми-28 – это настоящий летающий танк, «рабочая лошадка» войны. Немедленный запуск в серию этой машины благодаря технологической преемственности не потребовал бы радикальной реорганизации производства, как в случае с Ка-50.
Потребовалось более 10 лет, чтобы прийти к очевидному выводу: каждый из вертолетов-конкурентов обладает достоинствами и недостатками, у каждого есть свои, уникальные особенности и оба нужны в войсках. Вопрос только в соотношении тех и других.
К счастью, в последние годы здравый смысл взял верх. В 2005 году было принято решение: основным ударным и противотанковым вертолетом российских ВВС станет Ми-28, а более дорогой и обладающий несколько лучшими летными данными Ка-50 возьмет на себя функции «воздушного спецназа».
Кроме того, продолжаются работы по созданию на базе «Акулы» специального вертолета-истребителя, оптимизированного для воздушного боя. Количество машин в серии назвать можно лишь с некоторой долей вероятности. Первоначально ВВС хотели бы иметь 55–60 «Акул» и около 300 Ми-28.
Однако на сегодняшний день, согласно официальным документам, на предприятиях авиапрома размещены заказы на 12 Ка-50 (14 уже имеются в строю) и 65 Ми-28 – на период до 1012 года. Понятно, что пока речь идет о первоначальных закупках, и в последующие годы количество заказанных вертолетов увеличится.