Программа перехода системы управления и связи Вооруженных сил России на новые технологии выполняется с 2000 года. В настоящее время проводятся работы по реализации первого этапа программы, который должен завершиться в 2010 году.
Сама информация превратилась в разновидность оружия, причем весьма эффективного
«Думаю, что к 2010 году мы выполним задачи по переводу стационарных сетей на цифровые носители», – отметил Карпов. По его словам, к настоящему времени уже выполнено 30% поставленных задач. Эта программа настолько важна, что с 2005 года на ее реализацию расходуется до 18% годового бюджета Минобороны. В 2006-м финансовом году эта сумма составила около 89 млрд рублей.
Устойчивая мировая тенденция такова, что роль информационного обеспечения в подготовке боевых действий и их проведении будет только возрастать. В результате развития информационных технологий сама информация превратилась в разновидность оружия, причем весьма эффективного. Это оружие позволяет вести любые боевые действия без использования собственно военной силы.
Достаточно вспомнить боевые действия в Югославии, и особенно – в Ираке, где наступающая сторона с помощью высокоточного оружия вывела из строя информационные средства противника, сохранив при этом свои. Превосходство в средствах управления и информационного обеспечения позволило достичь превосходства на поле боя.
В государственной программе вооружения на 2007–2015 годы предусмотрено проведение значительного объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в сфере средств автоматизации и связи. От оснащения ими во многом зависят боевые возможности группировок войск, эффективное применение вооружения и военной техники.
По словам куратора российского ВПК, первого вице- премьера Сергея Иванова, «чтобы в перспективе не оказаться у разбитого корыта, мы уже сегодня должны предпринимать все необходимые шаги для развития, а в случае необходимости (она уже возникает) и разработки новых информационных систем различного назначения».
Помех благому начинанию предостаточно. Главная – разобщенность усилий заказчиков и исполнителей. Отсутствует координация работ в сфере производства автоматических систем управления войсками и оружием – каждый род войск и вид вооруженных сил «лепит» свои АСУ.
Собственно, об этих проблемах шла речь на августовском заседании Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ. В итоговом протоколе заседания особо подчеркивается необходимость создания «приемлемых и эффективных механизмов координации усилий участников процесса создания перспективных автоматизированных систем управления».
Уже сегодня ясно, что потребуется структурная перестройка предприятий, занятых в производстве АСУ. Хорошо, если удастся провести ее быстро и безболезненно.
Сергей Иванов не акцентировал внимание на еще одной, весьма болезненной для российского оборонно-промышленного комплекса проблеме – элементной базе: тех самых микросхемах «с шестнадцатью ножками и двумя ручками для переноски».
Без ее радикального обновления никакие НИОКР не дадут результата. В Военно-промышленной комиссии это тема уже рассматривалась, и не только применительно к АСУ, но и к оборонной промышленности в целом.
А пока войска оснащаются тем, что есть: пусть довольно громоздкими устройствами, но имеющимися в достаточном количестве. Так, в сегодняшнем выступлении генерал Карпов отметил, что в настоящее время уже идет оснащение войск современными полевыми средствами связи.
По его словам, ими оснащены созданные недавно на Северном Кавказе две мотострелковые горные бригады. «Только в одной бригаде есть 24 переносных станции космической связи и шесть узловых подвижных станций на базе автомобилей», – сказал генерал Карпов. Этих средств достаточно для выполнения бригадами задач в составе отдельных групп и соединений в целом, уточнил он.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом