Конкурс на лучший монумент Борису Ельцину был объявлен частным музеем современного искусства Art4.ru 11 сентября этого года «в пику громогласному желанию Зураба Церетели увековечить образ первого президента России».
Члены семьи Бориса Николаевича возражали бы, если бы встал вопрос об установлении подобного монумента где-либо
Выставка открылась в день 130-летия со дня рождения Дзержинского, именно на месте Железного Феликса активисты Art4.ru мечтают установить монумент первому президенту России.
Председатель комиссии Мосгордумы по монументальному искусству Сергей Петров, к которому обратилась газета ВЗГЛЯД за комментариями, рассказал, что тоже побывал на выставке: «Я зашел, потому что по этому поводу было много сообщений в прессе, мне как архитектору было интересно посмотреть».
Целый месяц посетители музея и его сайта голосовали за предложенные проекты. В финал вышли пять работ.
В последний тур вырвались Андрей Бартенев (с проектом фонтана), Аладин Гарунов («олицетворение соединения личности первого президента России Б.Н. Ельцина с Россией, с российским флагом и российской государственностью»), Дмитрий Гутов (работа «ЕЛЬЦИН», выполненная в технике поющего бетона, отсылает к знаменитой «LOVE» Роберта Индианы 1966 года), Дмитрий Каварга (нечто из черного металла) и Ростан Тавасиев (зайчик с вазой).
«Лично я голосовала за проект Бартенева. Его фонтан показался мне более интересным. Тем более что исторически на Лубянке всегда был фонтан и этот хорошо бы вписался», – уточнила газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь Art4.ru Мотя Патракова.
Однако победил макет памятника, придуманного Дмитрием Каварги. Этот проект был самым радикальным из всех представленных, так что, «возможно, люди голосовали за него из чувства протеста», уточняют устроители акции.
На официальном сайте Фонда Ельцина по поводу конкурса и его победителей сказано следующее: «В последнее время в прессе появились сообщения о том, что семья Бориса Николаевича Ельцина принимала участие в конкурсе на лучший монумент первому президенту России, организованном молодыми архитекторами и скульпторами.
Хотели бы поставить в известность средства массовой информации, что члены семьи Бориса Николаевича не имели никакого отношения ни к отбору макетов, ни к выбору победителя, ни к одобрению какого-либо из макетов. Более того, мы бы возражали, если бы встал вопрос об установлении подобного монумента где-либо».
«Мне кажется, рано говорить о том, какой будет памятник и где его установят, – подчеркнул Сергей Петров. – Чтобы поставить в Москве монумент, нужно пройти определенную процедуру, согласно закону № 30 1998 года.
Сначала необходимо подать заявку в комиссию по монументальному искусству, там ее должны рассмотреть и принять решение. Дума вносит решение в перечень сооружаемых в столице памятников, и только тогда начинается проектирование».
«Даже если кто-то из авторов решит подарить памятник городу, мэр все равно обратится в комиссию и процедура будет пройдена», – добавил председатель комиссии МГД по монументальному искусству, уточнив, что никаких предложений от Art4.ru пока не поступало.
Так что проведение конкурса и подведение его итогов частным музеем Петров предлагает оценивать как «творческую работу над образом».
«Большинство из участников конкурса критически отнеслись к личности президента, – считает Сергей Петров. – Я бы такие памятники ставить не рекомендовал. Но решение принимаю не только я. Фигура Ельцина действительно неоднозначна. Не думаю, что большинство людей будут за то, чтобы установить ему монумент. Это вопрос скорее политический», – заключил Сергей Петров.