Общество

14 октября 2007, 10:55

Алексей Глазырин: особенности PR в России

Фото: Александр Кузнецов

В 2007 году PR-специалисты России уже в третий раз официально отметили свой профессиональный праздник. На самом деле российский PR гораздо старше, это вполне сформировавшийся рынок со своей экономикой, тенденциями, лидерами. О том, что представляет собой сегодня PR-бизнес, рассказывает Алексей Глазырин, вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, генеральный директор группы компаний «Ньютон».

– Алексей, вы профессионально занимаетесь связями с общественностью уже 9 лет. Что изменилось в российском PR за эти годы?

PR стал более этичен, более требователен, в первую очередь – к себе

– Главное достижение российского профессионального сообщества – PR перестал восприниматься как пустопорожняя болтовня и модное, но бесполезное приложение к реальному бизнесу. Сегодня это важнейший инструмент достижения конкретных результатов.

PR получил и официальное признание – уже третий год мы отмечаем профессиональный праздник, День PR-специалиста. Хотя понятно, что это не более чем условность, ведь отсутствие легитимности не могло помешать развитию отрасли.

– Какие сегодняшние тенденции PR-рынка, на ваш взгляд, стоит отметить?

– Заметно увеличиваются бюджеты крупных федеральных компаний на продвижение в регионах. Кто-то из них уже вплотную занимается региональными рынками, другие еще только присматриваются, но этот путь неизбежен практически для всех компаний, претендующих на лидерство. Столичный рынок, конечно, огромен, но не бесконечен, и те, кто ориентирован на перспективу, не могут не думать о территориальном расширении.

Сегодня очевидно и то, что реальный сектор рынка растет быстрее, чем рынок PR-услуг. И вскоре может возникнуть нехватка не просто качественных кадров – недостаточным будет количество профессиональных PR-агентств, которые способны оказывать услуги на необходимом высоком уровне.

– Крупнейшие мировые PR-компании открывают в России свои представительства. Это повлияет на усиление конкуренции?

– Зарубежные компании, как правило, приходят со своими клиентами – офисы в Москве открываются для удобства обслуживания контрактов, которые заключаются далеко за пределами России. Нужно понимать, что у иностранных представительств своя специфика – все решения принимаются в штаб-квартирах и спускаются в местные офисы к исполнению. Отличные технологии, иностранный менеджмент, крепкие специалисты и… никакой инициативы.

Вся схема работы основана на том, чтобы свести к минимуму влияние пресловутого «человеческого фактора», каждого конкретного человека и достичь запланированного результата путем комбинирования стандартных технологий. По сути, это огромный конвейер, такое вот суррогатное решение проблемы нехватки профессиональных кадров. Плохо ли это? Совсем нет. В чем-то это, безусловно, правильно.

Но PR – достаточно специфический бизнес: здесь талантливые люди и нестандартизованные решения обладают особой ценностью, а необходимость считаться с отечественной ментальностью – условие непреложное. Принцип работы наших агентств сильно отличается, потому что для крупных российских заказчиков, как правило, такой стандартизованный подход неприемлем.

Технологии – да, высокие стандарты – без сомнения, но обязательное условие – абсолютная штучность работы и адекватность применяемых технологий российскому рынку. Для каждой задачи приходится искать уникальное решение.

Кроме того, у западных агентств, за немногими исключениями, штат сотрудников в России невелик. Понятно, что ни один серьезный проект реализовать таким составом невозможно, тем более если он рассчитан на регионы. Для сравнения: только постоянный штат нашего агентства – 200 человек, не считая привлекаемого персонала. То есть западные сети для крупных проектов берут на подряд наши же, российские агентства.

– Можно ли в таком случае вообще говорить о какой-то конкуренции между крупными российскими агентствами и представительствами иностранных компаний?

– Да, конечно. Они не дают нам почивать на лаврах. Их присутствие заставляет нас осваивать самые современные технологии (благо при сегодняшнем уровне информатизации это вообще не вопрос), развивать свои внутренние ресурсы, выстраивать систему корпоративного управления на самом серьезном уровне.

– Можно ли сказать, что PR – западная технология, которая претерпела мало изменений при выходе на российский рынок?

– PR на Западе и в России сильно отличается. Там это четко выделенная отрасль, у нас PR интегрирован в маркетинговые коммуникации, потому что заказчику невыгодно задумываться над тем, какая именно технология будет использована в каждом конкретном случае – PR, рекламная или директ-маркетинговая. Предприниматели ждут прежде всего эффективности, значимого результата.

Кроме того, интегрированные маркетинговые коммуникации позволяют более рационально расходовать бюджет: если на каждые 100 тыс. рублей бюджета на продвижение нанимать отдельного подрядчика – реклама, PR, маркетинг и т.д., это оказывается неэффективным и слабо контролируемым.

Еще одно чисто российское отличие – необходимость вникнуть в ментальность потребителя.

На Западе хороший пресс-релиз – практически 100-процентная гарантия того, что информацию о вашей компании опубликуют СМИ. У нас нужно сначала найти правильный подход, суметь повернуть тему в нужном направлении.

Я бы сказал, что контакт со СМИ, с потребителями в России более глубокий: на Западе формализованные технологии срабатывают, здесь – нет, в том числе и потому, что российский массмедийный рынок еще в стадии становления, приходится отрабатывать большее количество контактов, давать информацию под разными углами зрения.

Российские PR-специалисты более изощренные, что ли, и уж наверняка более работоспособные – у них жизненная необходимость совершить большее количество итераций для достижения результата.

– Что сдерживает сегодня развитие рынка PR?

– У PR, да и у продвижения в целом, выработан отличный инструментарий. Во многом он держится на профессионализме сотрудников… и им же и ограничен: хороших специалистов немного и при всем желании они не могут работать круглые сутки. Подготовка молодых специалистов в вузах оставляет желать много лучшего.

Нам приходится прилагать очень много усилий, чтобы развивать свой персонал, – PR не рядовой бизнес, здесь даже на исполнительском уровне нужно то, что называется «призвание», а к нему хорошо бы приложить системное и при этом творческое мышление, широкий кругозор и, конечно, опыт.

Пока существует и проблема адекватной оценки со стороны компании-заказчика потребности в PR-агентстве и понимания того, что оно предлагает. На уровне знакомства, постановки целей, оценки предложений, без всякого сомнения, PR – компетенция топ-менеджмента. Если это делегируется хотя бы на уровень ниже необходимого – несоответствие восприятия исполнителя и стратега мгновенно дает о себе знать, смысл работы агентства уплощается, выхолащивается стратегическая суть PR.

– Вы говорили о том, что отношение общества к PR постепенно меняется. В чем вы видите эти перемены и чем они вызваны?

– PR стал более этичен, более требователен, в первую очередь – к себе. Да, PR формирует новую реальность. Но информационные образы, созданные профессионалами, не вступают в противоречие с действительностью. Потому что нет ничего более скверного, чем обманутые ожидания и подорванное доверие. Пришло понимание, что наша профессия слишком зависима от реального сектора экономики и подлинного состояния общества, ведь PR – это бизнес для бизнеса.

PR меняется, становится другим, потому что меняется рынок. Мы видим тренды рынка и развиваем свои ресурсы в соответствии с ними. Мы обязаны осознать потребности наших клиентов раньше, чем они сами успеют их понять. Соответствовать сегодняшнему состоянию рынка – программа-минимум. Программа-максимум – сделать все, чтобы наши сегодняшние возможности позволяли реализовать завтрашние задачи наших клиентов.

Текст: Александр Кузнецов

Вам может быть интересно

Экономист объяснил задачу иска Банка России к Euroclear
Темы дня

Почему у россиян под подушкой накопилась рекордная сумма наличных

Россияне накопили под подушкой рекордный объем рублевой наличности. Учитывая дорогие кредиты, крепкий рубль и геополитическую неопределенность стратегия сберечь на черный день, причем в рублях, в целом рациональная. Однако экономике страны нужно совсем иное. Что нужно сделать, чтобы сбережения не лежали мертвым грузом, а работали на экономику России?

«Дело Бутягина» изменит российско-польские отношения

Варшавский суд арестовал российского археолога Александра Бутягина, которого задержали польские спецслужбы по запросу Украины. Киев обвиняет ученого в «уничтожении культурного наследия» во время раскопок в Крыму. В Москве назвали обвинения абсурдными. В экспертной среде отметили научный вклад Бутягина в мировую археологию и предположили ответные шаги Москвы.

Банк России подал в суд на Euroclear

Украина предложила устроить свободную экономическую зону в Донбассе

Лукьянов напомнил биографию отца генсека НАТО Рютте

Новости

ЕС начал процедуру долгосрочного замораживания российских активов

Дипломаты Евросоюза утвердили письменную процедуру долгосрочного замораживания российских активов, ранее продлевавшуюся каждые полгода, сообщило датское председательство в Совете ЕС.

Financial Times назвала Дженсена Хуанга человеком года

Генеральный директор Nvidia Дженсен Хуанг стал человеком года по версии Financial Times благодаря ключевому вкладу в индустрию искусственного интеллекта.

Ким Чен Ын отметил рост престижа КНДР после освобождения Курской области

Председатель Ким Чен Ын назвал участие армейских частей КНДР в событиях вокруг Курской области фактором, повысившим престиж страны на мировой арене.

Опубликовано видео сдачи в плен украинских военных в Димитрове

Министерство обороны России опубликовало видеозапись, на которой запечатлено, как украинские военные сдаются в плен в городе Димитров (укр. название – Мирноград) в ДНР.

Стало известно о согласии Киева создать буферную зону в Донбассе

Украинские власти согласны с идеей создания демилитаризованной буферной зоны в Донбассе, но считают, что для этого необходим взаимный отвод сил по текущей линии фронта, сообщила газета Le Monde со ссылкой на источники.

Минобороны заявило о причастности USAID к тестированию фармпрепаратов на украинцах

Российское Министерство обороны обнародовало новые данные о проведении испытаний фармацевтических препаратов на украинском населении и роли американского агентства по международному сотрудничеству (USAID) в этих программах.

Минобороны заявило о планах Украины взорвать «грязную бомбу» «под чужим флагом»

Ввоз на Украину отработавшего ядерного топлива и утрата источников излучения увеличивают опасность создания «грязной бомбы», заявил начальник войск радиационной, химической и биологической защиты ВС России генерал-майор Алексей Ртищев.

В русском языке появились 90 новых слов и выражений

В русском языке за 2025 год зафиксировано 90 новых слов и выражений, среди которых появилась «лабубомания» и технологичный термин «нацмессенджер».

Стало известно о намерении Трампа пересмотреть отношение к марихуане в США

Президент США Дональд Трамп рассматривает возможность перевода каннабиса из списка самых опасных веществ в категорию менее опасных, что может значительно облегчить его легальное использование и продажу в США, пишет Bloomberg.

Пашинян проехал на велосипеде по центру Москвы

Премьер-министр Армении Никол Пашинян устроил велопрогулку по центру Москвы, выбрав маршрут по Моховой улице рядом с Манежем.

Украинских блогеров депортировали из США

Популярные украинские блогеры были вынуждены срочно уехать из США с тремя чемоданами, двумя ручными кладями, тремя посылками и собакой.

Фон дер Ляйен потребовала от Трампа не вмешиваться в выборы в ЕС

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о необходимости защищать суверенитет европейских избирателей, выступив против вмешательства внешних сил в политические процессы.
Мнения

Геворг Мирзаян: Трамп формирует свой совет директоров многополярного мира

Отсутствие Европы в списке Трампа вынудит европейские страны считать, что Трамп рассматривает Россию как ведущую силу с правом на сферу влияния в Европе и, соответственно, окончательно похоронит трансатлантические отношения. Сама же Россия может не согласиться на участие в «Ключевой пятерке» – Москву вполне устраивают ШОС и БРИКС.

Антон Крылов: Гниющий Евросоюз остается ключевым политическим игроком планеты

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе, а в итоге Советский Союз рухнул первым.

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов