С тех пор правительство РФ уже успело выпустить постановление № 819, которое запретило убивать беспризорных животных. Однако единого закона, который четко регламентировал бы отношения людей и животных, в России до сих пор нет.
С животными разберутся осенью
Разговоры о том, что убежавшие или выброшенные на улицу бойцовые псы наплодят огромное количество будущих убийц, беспочвенны
Депутат Московской городской думы Иван Новицкий заявил, что во время осенней сессии избранники москвичей внесут в Госдуму законопроект, который будет регулировать сосуществование жителей столицы и ее четвероногих обитателей. Новицкий отметил, что законопроект будет предусматривать ограничения по содержанию собак бойцовых пород на территории столицы в многоквартирных домах.
В числе планирующихся ограничений Новицкий назвал запрет на приобретение бойцовых собак несовершеннолетними, обязательную справку о психическом здоровье и сравнил сильную собаку с оружием. «Разрешительные меры, которые будут определять, можно или нет человеку иметь собаку бойцовой породы, должны быть сравнимы с мерами по приобретению огнестрельного оружия», – заявил Новицкий.
При этом какую породу считать бойцовой, а какую нет, – не последний вопрос, поскольку точных критериев для этого пока не существует не только в России, но и в мире: в каждой стране свой список пород. Также предстоит договориться о мерах, которые будут предприниматься в связи с возможными ограничениями. Некоторые предлагают создать российский список запрещенных пород и запретить держать таких собак в многоквартирных домах, а собак, которые будут на момент принятия законодательства жить с хозяевами в таких домах, фактически изымать.
Заместитель председателя Российского общества охраны животных «Фауна» Илья Блувштейн считает такие меры недопустимыми. Он подчеркнул, что собаку любой породы можно воспитать, и привел пример, когда спас привязанного в 25-градусный мороз питбуля, которого на улице оставили умирать хозяева.
«Он был, разумеется, счастлив, прыгал выше головы и впоследствии оказался очень добродушным и веселым псом», – отметил Блувштейн. Как альтернативу он предложил ограничить оборот и распространение собак опасных пород, в результате чего их популяция без всяких внешних вмешательств через несколько лет сильно сократится.
Вожаки и деньги
Бойцовая собака игнорирует обычный ритуал перед дракой и нападает сразу (фото GettyImages) |
Известный зоопсихолог Андрей Неуронов вывел два главных критерия, по которым можно определить бойцовую собаку. Первый – бойцовая собака игнорирует обычный ритуал перед дракой (то есть не пытается облаять или предупредить рычанием) и нападает сразу. Второй – бойцовая собака бьется до конца. Вариант, когда два пса покусали друг друга и разбежались, с бойцовой собакой не пройдет, она постарается убить соперника.
При этом Неуронов заявил, что, кроме некоторых генных качеств, в первую очередь пониженного болевого порога, есть бойцовые качества, которые в собаке нужно воспитать. Поэтому разговоры о том, что убежавшие или выброшенные на улицу бойцовые псы наплодят огромное количество будущих убийц, беспочвенны – наследственность сойдет на нет уже во втором поколении.
Разбирая недавнюю трагедию в подмосковном Железнодорожном, где стаффордширский терьер загрыз 11-месячную девочку, Неуронов рискнул предположить, что собаку могли косвенно спровоцировать на нападение сами родители. «Собака в доме видит хозяина, и по ее внутренней иерархии это вожак стаи. Если вожак на кого-то накричал, кого-то наказал, это может оказаться подсознательным сигналом для собаки. Возможно, она не хотела убивать ребенка, а только заставить, например, замолчать. Хотя версия о ревности, конечно, более удобоварима для прессы, все может быть не так просто», – отметил Неуронов.
Вместе с тем порядок требуется навести и с бездомными псами, однако здесь трудности зачастую создают чиновники префектур московских округов. Илья Блувштейн рассказал, что на финансирование проблем такого характера – стерилизацию, строительство питомников и приютов для беспризорных собак – в этом году было выделено 75 млн. рублей, а в будущем планируется увеличить эту сумму до 135 млн. рублей.
Деньги есть, однако выделять клочки дорогостоящей столичной земли под собачьи приюты чиновники не спешат, предпочитая посылать фальшивые отчеты о своей работе и распределять деньги иным образом.
Блувштейн рассказал, что в настоящее время найден еще один выход для решения «собачьего вопроса»: разместить приюты на территории столичных детских домов. Администрации некоторых детских домов уже дали свое согласие, и проект находится на стадии согласования.