По сведениям агентства «Синьхуа», предварительная договоренность о поставках оружия была достигнута в ходе визита в Москву индонезийской межведомственной комиссии еще в марте текущего года.
В первую очередь индонезийской стороне будет поставлена авиационная техника: 6 истребителей марки «Су» (предположительно модификации Су-30МК) а также 6 многоцелевых вертолетов Ми-17 и 3 ударных Ми-35 (экспортные версии российских Ми-8 и Ми-24 соответственно).
Кроме того, ВМФ страны пополнится двумя ПЛ проекта 636 «Варшавянка» (код НАТО – Kilo II). Еще 4 лодки (из них две новейшего проекта 677 «Лада» - Kilo III) будут переданы заказчику российской стороной до 2024 года. Как сообщает авторитетный интернет-портал Defence Talk.com в случае успеха возможен заказ еще на дополнительную серию из 6 кораблей, причем в первую серию войдут две упоминавшихся выше ПЛ.
Смена ориентации
Несмотря на то, что Индонезия – экономически достаточно развитая страна (ВВП - 899 млрд. долларов по итогам прошлого года), обладающая собственными природными ресурсами, прежде всего нефтью, ее вооруженные силы в начале 90-х годов прошлого века оказались в непростой ситуации.
Это случилось прежде всего из-за резкого ухудшения отношений с Соединенными Штатами в конце 1996 года, по официальной версии – из-за «озабоченности» Вашингтона действиями индонезийской армии в провинции Восточный Тимор, где правительственные войска в ходе одной из успешных операций уничтожили более 200 местных сепаратистов.
Американцы, недовольные «затянувшимся», по их мнению, почти 30-летним правлением президента Сухарто (который к тому же начал проводить во внешней политике независимую линию), усмотрели в этом повод, чтобы наложить в 1997 году эмбарго на военно-экономическое сотрудничество с Джакартой, именно в тот момент, когда вооруженные силы страны находились в стадии перехода на новую технику.
В наибольшей степени санкции отразились на состоянии военно-воздушных сил (Tentara Nasional Indonesia - Angkatan Udara, TNI-AU). Напомним, что после прихода к власти режима Сухарто в марте 1967 года (не в последнюю очередь из-за мятежа местных коммунистов маоистского толка) прекрасные до того отношения с Советским Союзом, откуда Индонезия получала новейшее по тем временам оружие (среди которого были даже дальние бомбардировщики Ту-16), были безнадежно испорченны.
Волей-неволей страна переориентировалась на закупки американских вооружений. Уже с середины 70-х годов место списанных советских МиГ-21, для которых попросту не было запасных частей в индонезийских ВВС, начали занимать аналогичные по классу легкие сверхзвуковые истребители F-5 Freedom Fighter. Основой ударной компонентой ВВС послужили вполне современные на тот момент штурмовики А-4 Skyhawk.
И нашим, и вашим
Су-27СК |
Единственными боевыми самолетами 4-го поколения на вооружении TNI-AU оказались 12 истребителей F-16 A/B Block 15OCU, снятые с вооружения Национальной гвардии США и прошедшие капитальную модернизацию по программе расширения боевых возможностей.
Самолеты были закуплены в 1990 году, ими была вооружена 3-я эскадрилья на острове Ява. Планы оснащения новой техникой еще трех эскадрилий, для чего в 1995 году были заказаны еще 64 F-16, так и остались на бумаге. В результате в 2003 году индонезийцы закупили в России два истребителя-перехватчика Су-27СК и два многоцелевых истребителя Су-30.
Покупка еще шести машин позволит сформировать на новой матчасти полнокровную боевую эскадрилью. Как полагает ряд австралийских экспертов, пристально следящих за военным строительством в соседнем государстве (напомним, Австралия взяла на себя функции по поддержанию мира в Восточном Тиморе), в планах Джакарты покупка еще 12 – 24 российских самолетов.
Примечательно, что на авиасалоне в Джакарте, который начнет работу 22 ноября, компания «Сухой» представит сверхманевренный многоцелевой истребитель Су-30МК2. Однако не следует думать, что TNI-AU полностью перейдет на российскую авиатехнику. Тяжелые истребители «Су», скорее всего, послужат для качественного усиления эскадрилий, вооруженных американскими самолетами.
Страна не хочет зависеть от монопольного поставщика оружия, будь то Москва или Вашингтон. Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что в роли почетного эскорта самолета президента Буша, который завтра, по окончании Азиатско-Тихоокеанского саммита в Ханое, прибывает с официальным визитом в страну, выступят не самые совершенные в ВВС страны российские самолеты, а пара изрядно потрепанных F-16, сообщает столичная Jakarta Times.
Ранее австралийское информационное агентство АВС сообщало, что индонезийские военные по-прежнему заинтересованы в приобретении F-16 более поздних производственных серий.
От добра добра не ищут
ПЛ проекта 613 (Whiskey) |
Не менее остро стоит вопрос и с перевооружением военно-морского флота (Tentara Nasional Indonesia Angkatan Laut, TNI-AL). Как островное государство, для защиты своих границ и своей экономической зоны Индонезия просто вынуждена иметь многочисленный флот. Точнее, даже два оперативных флота: Восточный и Западный.
Для патрулирования обширных акваторий вполне достаточно небольших кораблей класса корветов или многоцелевых катеров. Однако в случае серьезного обострения отношений с соседями такие корабли, даже вооруженные ракетами, серьезной угрозы флоту противника создать не смогут – основные задачи на море придется решать авиации и подводным лодкам.
Причем для «малых» флотов, которым не по карману ни авианосцы, ни крупные боевые корабли, ПЛ – это единственное средство, способное серьезно изменить баланс сил в конфликте с более могущественным противником. Согласно планам, разработанным еще в середине 90-х годов прошлого века, в составе TNI-AL предполагалось иметь 50-60 патрульных кораблей и 6 современных неядерных субмарин: по три для каждого оперативного флота.
Как полагают западные эксперты, такое количество ПЛ позволило бы надежно прикрыть все основные морские коммуникации. Прежде с этой задачей справлялись 14 (по другим данным – 12) советских ПЛ проекта 613 (Whiskey), поставленные Индонезии в 1960 – 1965 годах, однако они были списаны по износу в конце 90-х (одна такая субмарина превращена в музей).
В попытках найти замену индонезийские адмиралы объехали весь мир (кроме США – там дизельные ПЛ принципиально не строят). В разное время TNI-AL рассматривались варианты закупки голландских субмарин типа Zwaardvis и Moray, германские ПЛ проектов 205 и 209, французские Agosta 90B, рассматривалась также возможность заказа двух ПЛ немецкой разработки на верфях Южной Кореи.
Но, «из дальних странствий воротясь», начальник морского генштаба адмирал Салмет Соэбиджанто (Soebijanto) заявил сегодня национальному агентству новостей «Антара», что лодки будут закупаться в России.
Волны «Амура»
Главный командный пункт ПЛ «Амур-950» |
Между прочим, по словам вице-адмирала Абдул Малика Юсуфа, предварительная договоренность о поставках ПЛ была достигнута еще в январе. Индонезийскую сторону подкупила относительно небольшая стоимость и высокая надежность российских подводных кораблей.
Четыре из них, как уже было сказано, будут средними ПЛ морской зоны типа «Варшавянка». За малую заметность и низкую шумность такие корабли получили на Западе неофициальное прозвище «черные дыры в океане».
Вообще лодки проекта 636 оказались весьма ходовым экспортным товаром: их охотно покупают такие страны, как Индия и КНР (Пекин уже располагает восемью «Варшавянкам» и по некоторым сведениям не прочь прикупить еще четыре). Эти лодки хорошо известны и о них написано достаточно много.
Гораздо более интересны корабли проекта 677 «Лада», представляющие собой несколько уменьшенный в размерах вариант «Варшавянки», оптимизированный для действий на мелководье в прибрежной и экономической зонах. Примечательно, что на экспорт будут поставлены корабли в варианте «Амур-950».
Если стороны договорятся о цене, индонезийские «Амуры» оснастят воздухонезависимыми энергетическими установками с электрохимическими генераторами, что позволяет значительно увеличить подводную автономность и дальность плавания, практически уровняв по этому параметру дизельные ПЛ и АПЛ.
Такая установка с запасами реагентов размещается в специальном отсеке-модуле, который может быть встроен в подводную лодку и при постройке, и в ходе ремонта или модернизации. Особенностью ПЛ «Амур 950» является размещение ракетного оружия в вертикальных пусковых установках и его готовность к быстрому, в том числе залповому, использованию.
Причем в 10 вертикальных ракетных контейнерах могут быть размещены крылатые ракеты двух типов: ПКР 3М-54Э1 или ракеты для действий по наземным целям 3М-14Э. Кроме того, ПЛ может быть оснащена оружием стороннего производства (например, российско-индийскими «Брамос»).
Вооружение лодки дополняют 4 торпедных аппарата с универсальными торпедами (плюс две запасные торпеды), что обеспечивает выполнение противолодочной задачи или атаки надводных целей с близкого расстояния. Общая сумма сделки и источники финансирования пока не называются, однако примерную оценку дать можно, исходя из того, что стоимость одной «Варшавянки» составляет примерно 350 млн. долл. а «Лады» («Амура») в зависимости от оснащения 250 – 300 млн.