Автопарк исторических ценностей
Машины выставило на продажу Министерство обороны Югославии и запросило 200 тыс. евро за «ройс» и по 500 тыс. евро за каждый из «мерседесов»
Автомобиль был для Хоннекера не только средством передвижения, но и отчасти символом власти – остальные чиновники фолькстага такого права не имели и довольствовались скромными Volvo. Немецкий лидер мог заслуженно гордиться огромной машиной мощностью в 318 лошадиных сил: она была целиком бронирована, обладала резервной электрической системой на случай аварии, внутри был кондиционер и специальные светильники для чтения. Впрочем, и у самого Хоннекера были Volvo, да не одна, а целых семь. Однако их после безвременной кончины ГДР приобрел немецкий миллионер, а на аукцион машины попали в 2003 году, после его собственной кончины. Продавец поставил условие: продать все машины единовременно за 80 тысяч евро. Несмотря на то, что возраст автомобилей был вполне заслуженный – все они были 1984 года выпуска, – покупатель все-таки нашелся.
Вряд ли ему придется жаловаться на состояние автомобилей – сначала машины обслуживались в главном государственном гараже, а после - у человека, считавшего их исторической ценностью. Кстати, Rolls-Royse и пять Mercedes-600/8 Иосипа Броз Тито в том же 2003 году не позволили продать историки. Машины выставило на продажу Министерство обороны Югославии и запросило 200 тыс. евро за «ройс» и по 500 тыс. евро за каждый из «мерседесов». Однако исследователи жизни Тито и влиятельные белградские историографы сумели в суде доказать, что машины югославского маршала представляют собой историческую ценность и сорвали военным выгодную сделку.
Советское – значит отличное
ЗИС - завод имени Сталина – кроме братских зарубежных лидеров, в полной мере обеспечивал машинами советских вождей с 1935 года |
В России первым автомобилистом государственного масштаба стал государь Николай II – у него появился Rolls-Royse. Вторым человеком, который смог позволить себе такую неслыханную роскошь, стал промышленник Рябушинский, а третьим – Владимир Ильич Ленин. Причем для вождя мирового пролетариата к концу жизни сделали эксклюзивную модель Kegresse, с лыжами вместо передних колес и гусеницами вместо задних.
ЗИС - завод имени Сталина – кроме братских зарубежных лидеров, в полной мере обеспечивал машинами советских вождей примерно с 1935 года. Сам Сталин все-таки предпочитал американский «паккард», но вся партийная элита традиционно ездила на «ЗИС-101». Правда, существовал спецвыпуск «ЗИС-115» - тридцать 8-тонных машин, неуязвимых для мин, гранат и стрелкового оружия.
На сегодняшний день в мире осталось только две такие машины, и каждая стоит не меньше 4 млн. долларов. Одну из них в Вене купил некий японский миллионер «всего» за 3 млн. долларов, другая уехала в Швейцарию.
В Советском Союзе после того, как у правительственной машины выходил срок использования, ее не выдавали в частное пользование, а уничтожали. Кузова сдавали на вторсырье, так что само наличие «ЗИС» обозначало положение владельца. Вследствие этой политики из почти 9 тысяч знаменитых «ЗИС-101» уцелело не более 15, и на сегодняшний день ни одна не отреставрирована. Еще один раритет - «ЗИС-110» - до сих пор участвует в правительственных парадах в Северной Корее, но самым редким и таинственным по праву считают «ЗИС-111». Об этой машине известно лишь, что выпущено таких авто было всего 112, всего два ушло за пределы Восточной Европы, а еще одну Хрущев подарил своему другу Фиделю Кастро, который до сих пор принимает парады именно на ней.
Хорошие машины надо делать дома
Быстроходная Альфа-Ромео-6С-2300В Бенито Муссолини |
Крупнейшие лидеры оппозиционного Запада не имели единого вкуса в автомобилях, однако старались ездить на эксклюзивных моделях автопрома своей страны. Адольф Гитлер в 1933 году провозгласил необходимость создания «народной немецкой машины», после чего появилась машина Wolksvagen, но сам предпочел Mercedes. Его парадный автомобиль в свое время был подарен канадскому Музею военной истории канадским же бизнесменом, который считал, что эта машина принадлежала Герингу. В настоящее время ее стоимость оценивается в несколько десятков миллионов долларов.
К слову, Mercedes-Benz сумел сделать отличные деньги на зловещем имени бывшего немецкого лидера – в 1989 году к 100-летию со дня рождения фюрера концерн выпустил партию машин, копирующих его личное авто. Несмотря на то что каждая стоила по 200 тыс. марок, машины были успешно проданы коллекционерам – да что говорить о машинах, если в том же году номерные знаки с машины Гитлера купили за баснословную сумму.
Однако самым «моторизованным» лидером по праву считается Бенито Муссолини. Он также поддерживал отечественного производителя и предпочитал ездить на «лянча-астура-министериале» 1938 года, которую заказал специально к визиту своего немецкого союзника.
После его смерти машина много раз переходила из рук в руки, пока в 1996 году на аукционе «Койз» ее не приобрел безвестный коллекционер за 236 437 фунтов стерлингов. Между тем дуче был единственным политическим лидером, принимавшим личное участие в автогонках, причем пытался победить остальных участников в равной борьбе. В Ливорно были учреждены ежегодные соревнования имени Муссолини, правда, в них вместо дуче участвовал его личный шофер.